Белоруссия

Самые маленькие пилотируемые самолеты в мире. Какие самые маленькие самолеты в мире? Как называется маленький самолет

Инженеры делятся на два типа: те, кто мечтает построить самый большой в мире трехколесный велосипед, и те, кто грезит о том, как он соорудит самый маленький в мире авианосец.

Рождение Sky Baby

Разумеется, мы несколько утрируем. Понятно, что большинство инженеров — вполне адекватные люди, которые проектируют абсолютно нормальные, то есть пригодные для катания малолетних детей трёхколёсные велосипеды и достаточно полноразмерные, соответствующие требованиям по транспортировке самых настоящих военных самолетов авианосцы. Но все-таки встречаются среди них (инженеров, не авианосцев) чудаки, на чертежах которых можно обнаружить странные, на первый взгляд, никому не нужные аппараты и механизмы. Зачем, в отличие от остальных, это надо им — лишь бог ведает.

Одним из таких чудаков был инженер Рэй Ститс. В 1950-х годах он спроектировал самолет, длина фюзеляжа которого составляла всего 3 метра, а размах крыльев еще меньше — 2 метра 18 сантиметров! Аппарат был снабжен двигателем мощностью 65 лошадиных сил, весил 205 килограммов и мог поднять еще около 95 килограммов полезного груза. Фактически Sky Baby («Небесный Малыш») — так Рэй назвал свое творение — по габаритам оказался меньше стандартного американского автомобиля, но при этом он летал!

Кто рискнет?

Разумеется, далеко не каждый пилот рискнул бы подняться на такой крохе в небо. Однако такой пилот нашелся. Это был летчик-испытатель, а по совместительству инженер Роберт Старр. Он втиснулся в кабину, раскритиковал ее габариты, причем совершенно справедливо, так как колени его фактически упирались в двигатель, а винт крутился перед самым носом. Однако, несмотря на все неудобства, в апреле 1952 года на авиашоу в Детройте Старр поднял самолетик в воздух и развил скорость до 209 километров в час. При этом аппарат взлетал и садился, как самый настоящий лайнер.

Пилот и инженер довольно долгое время путешествовали по штатам, демонстрируя свой самолет в самых различных шоу, но вскоре Старр обиделся на своего напарника за то, что тот «пожинает все лавры». К тому моменту Рэй Ститс со своим Sky Baby уже угодил в Книгу рекордов Гиннесса, а Роберт Старр, сравнив самолетик с фордом модели «Мустанг» (такой же маленький, но юркий), заявил, что построит самолет еще меньшего размера, но с гораздо лучшими характеристиками. Так началось соревнование двух инженеров.

И он сделал это!

Больше десяти лет понадобились Роберту Старру, чтобы выполнить свою угрозу. Но как бы то ни было, в середине 1980-х годов он выкатил на поле свой Bumble Bee (Шмель) и продемонстрировал его возможности. Итак. Шмель действительно оказался короче Малыша на 10 сантиметров, а размах крыльев — меньше на 18 сантиметров. При этом «Шмель» точно так же взлетал, садился и развивал скорость до 290 километров в час. Постройка аппарата обошлась его конструктору в 6500 долларов — в те времена за такие деньги можно было купить обычный двухместный самолет.

После первого же полета «Шмель» отправился в ангар — скорее всего, потому, что даже его создателю было страшно лететь на такой крохе. Однако одного полета казалось достаточно для того, чтобы «Небесный Малыш» подвинулся и уступил свое место в Книге рекордов «Шмелю» Старра, что тому и требовалось.

Ответный удар

Но Ститсы не могли спокойно пережить потерю звания создателей самого маленького самолета в мире. Сын Рэя, Дональд, в гараже отца и под его руководством начал тайно создавать самолет еще меньших размеров – Baby Bird («Птенец» — наверное, так можно перевести его название).

«Птенец» строился как моноплан, то есть обладал только одним несущим крылом (оба предыдущих самолета были бипланами — с двумя крыльями). Крыло моноплана составляло в длину 1,9 метра, а вот фюзеляж оказался длиннее — целых 3,4 метра. Зато весил самолетик всего 115 килограммов, а поднять в воздух мог еще 110 килограммов.

Этот малыш, в противоположность Шмелю, совершил целых 35 полетов, но максимальная скорость, которую он смог развить, составляла всего 170 километров в час. Прикинув вес самолета, его размеры и то, что он все-таки летает гораздо чаще, чем «Шмель» Старра, хозяева Книги рекордов спустили «Шмеля» на строчку ниже, а в создатели самого маленького самолета в мире вновь записали Ститса.

Bumble Bee II Старра

Разумеется, Старр не смог снести этого позора. Он пошел по пути уменьшения своего «Шмеля». Так на свет появился «Шмель II» — микросамолетик с размахом крыльев 1,7 метра, весом 180 килограммов и максимальной скоростью до 300 километров в час.

В сознании большого количества людей, так или иначе связанных с авиацией общего назначения, такое понятие как «личный самолет» некоторое время было неразрывно связано с легкими одно- или двухмоторными винтовыми самолетами, которые оснащались турбовинтовыми или поршневыми двигателями. До самого последнего времени реактивные самолеты представлялись слишком дорогими и неэкономичными для клиентов, которые могли позволить себе такой вид транспорта. В этом нет ничего странного, так как даже дешевые самолеты с реактивными двигателями стоили по несколько миллионов долларов, а их мощные двигатели потребляли большое количество топлива, в сравнении с поршневыми аналогами. Поэтому попытки создания маленького реактивного самолета для частного использования долгие годы заканчивались ничем.

Однако сегодня есть все основания полагать, что в бизнес-авиации в ближайшее время произойдут существенные изменения: грядет эра одномоторных и двухмоторных реактивных самолетов. При этом речь идет не только о реактивных самолетах бизнес-класса, которые рассчитаны на перевозку 4-8 пассжирова, но о машинах, которые подобны спорткарам. То есть обычным 2-4 местным реактивным самолетам, которые уже ни в чем не уступают своим собратьям с поршневыми двигателями.


При этом естественно гражданские реактивные самолеты бизнес-класса, такие как ECLIPSE 500, CITATION MUSTANG, ADAM 700 и Embraer PHENOM 100 имеют больше перспектив на рынке, так как позволяют с комфортом переместить небольшую компанию куда угодно. По мнению экспертов в ближайшие 10 лет в мире будет реализовано порядка 4300-5400 «карманных» реактивных самолетов, а это уже вполне внушительная цифра. При этом появляется спрос не только на стандартные бизнес-джеты, но и на совершенно новые машины супер-легкие бизнес-джеты или даже своеобразные воздушные такси.

У таких самолетов даже появилось специально обозначение VLG – Very Light Jet. Реактивные самолеты начального уровня или личные реактивные самолеты, ранее такие самолеты часто называли микроджетами. Максимальная пассажировместимость таких машин не превышает 4-8 человек, а максимальная масса не превышает 4 540 кг. Такие самолеты легче, чем те модели, которые обычно называются бизнес-джетами и предназначены для управления 1 пилотом. Примерами таких машин являются уже упомянутые выше модели.

Ультралегкий реактивный самолет представляет собой совершенно новую концепцию, и все большее количество экспертов по всему миру приходят к выводу, что появление таких самолетов может произвести в сегменте бизнес-авиации настоящую революцию. Компании Honeywell и Rolls-Royce вовремя учли данный фактор при составлении своих достаточно серьезных годовых прогнозов по оценке рыночной ситуации. Ситуация на рынке меняется уже в настоящее время. Широкое использование при создании самолетов композитных материалов, миниатюризация реактивных двигателей, появление новых авиационных электронных систем все это, начиная с конца 1990-х годов двигает рынок подобных самолетов вперед.

В настоящее время владельцы самолетов, оснащенных поршневыми двигателями, часть из которых была спроектирована и построена еще в послевоенный период, начинает задумываться о покупке современных реактивных самолетов. Огромный интерес аудитории привел к появлению большого количества самых разнообразных проектов и разработок. К сожалению, большая их часть так навсегда и останется концептами и проектами, которые даже не дошли до стадии прототипа.

Embraer PHENOM 100


Первой компанией, которой удалось преодолеть весь процесс разработки и представить на свет готовый самолет, стала бразильская компания Eclipse Aviation. Именно эта авиастроительная компания вошла в гражданской авиации, первой получив сертификат на «карманный» реактивный самолет. Бразильское авиастроительное объединение вышло на рынок со своей моделью Embraer PHENOM 100, спрос на который превзошел все ожидания, что стало одним из предвестников грядущей коммерческой революции.

В настоящее время перспектива приобрести на рынке собственный реактивный самолет за условные 500 000 долларов оставляет равнодушными большое количество профессионалов от авиации, но те люди, которые любят и всю жизнь мечтали летать – а именно они и являются основными покупателями таких необычных средств передвижения – просто не могли поверить своему счастью. И хотя реальная стоимость бразильского первенца преодолела 1 миллион долларов (продажи стартовали с цен в 1,3 млн. долларов), он остается не просто конкурентоспособным, а просто уникальным предложением, обладающим невероятно низкой ценой. Приобрести такой самолет, с такими летными характеристиками в недавнем прошлом было просто нереально. При этом все авиапредприятия, которые трудятся в этом сегменте, стараются сделать все возможное, чтобы цены на их продукцию не превышали психологически важной отметки в 1 млн. долларов.

Увлечение Very Light Jet привело даже к довольно смелым проектам, таким как трансформация учебно-боевого самолета в гражданский ультралегкий реактивный самолет. Нетрудно представить, если бы самый современный российский учебно-тренировочный самолет Як-130 неожиданно стал доступен и для гражданских заказчиков. На него обязательно образовался бы спрос. Нашлись бы свои доморощенные «Абрамовичи» (да и не свои), которые захотели бы приобрести нечто отдаленно, но напоминающее боевую машину. Такая возможность чуть было не была реализована компанией Aviation Technology Group (ATG).


Учебно-тренировочный самолет, который разрабатывала компания ATG, получил название ATG Javelin и достаточно серьезно отличался от своих традиционных представителей. От перспективных моделей УТС он, прежде всего, отличался своей очень малой массой – не более 2 900 кг, что, к примеру, в 2,3 раза меньше, чем у российского учебно-тренировочного самолета Як-130 в аналогичном варианте комплектации. При этом американский ATG Javelin представлял собой двухдвигательным самолётом, обладающий полной электронной начинкой, которая позволяла ему (как утверждалось) достаточно эффективно готовить пилотов как гражданских авиалайнеров, так и новейших истребителей 5-го поколения.

В его бортовую электронику было «зашито» огромное количество различных сценариев возможных воздушных боев, а также имитация работы систем самообороны и бортового вооружения, возможности анализа действий летчика и планирования боевых вылетов. По словам представителей компании ATG реализация всего этого на практике позволяла с успехом использовать ATG Javelin не только для основной и первоначальной подготовки летчиков, но и повышения квалификации военных пилотов, которые после этого могли бы перейти на управление такими машинами, как Eurofighter, Су-30 или Rafale.

По своей конструкции УТС ATG Javelin был похож на истребитель с легким и прочным планером, который производился с широким использованием композиционных материалов. Члены экипажа находились в кабине тандемно под специальным двухсекционным фонарем кабины. Машина отличалась низким расположением свободнонесущего крыла со стреловидной передней кромкой. Стреловидное горизонтальное оперение, 2 киля, 2 подфюзеляжных гребня были наклонены наружу на 20°. Шасси самолета было трехстоечным, носовая опора оснащалась гидравлическим приводом. Двигатели были смонтированы за кабиной пилотов, воздух к ним подходил через боковые воздухозаборники. Плоские выхлопные сопла были расположены между килями.


Первоначально данный самолет разрабатывался и проектировался именно как учебно-тренировочный, но впоследствии он все чаще начинал позиционироваться как воздушное такси или даже легкое бизнес-джет решение. Для того чтобы без ограничений совершать полеты по гражданским воздушным трассам, ATG Javelin предполагалось оборудовать комплектом аппаратуры, подобной той, что используется на пассажирских самолетах, включая аппаратуру предупреждения столкновений в воздухе и с землей, системы для полетов с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования, вычислительную систему самолетовождения. Читая подобные заявления со стороны разработчиков, оставалось только думать о том, как они собираются уместить все это оборудование в заявленную массу самолета, которая не превышала 3 тонн.

Также создатели машины надеялись пройти сертификацию по нормам FAR-23. Первый полет, единственный построенный экземпляр ATG Javelin выполнил 30 сентября 2005 года. Несмотря на тот факт, что компания получила 150 твердых заказов на свое детище, компания ATG так и не смогла найти того стратегического партнера, который бы позволил запустить новинку в серийное производство. В 2008 году фирма объявила себя банкротам, а разработка и испытания ATG Javelin были остановлены. Так любители легкой авиации лишились возможность получить в свои руки практически учебно-боевой самолет, обладающей завидной, практически сверхзвуковой скоростью. Максимальная скорость ATG Javelin составляла 975 км/ч.

Источники информации:
-http://luxury-info.ru/avia/airplanes/articles/karmannie-samoleti.html
-http://pkk-avia.livejournal.com/41955.html
-http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/6194-ychebno-boevoi-samol.html

Понятие «сверхлёгкая авиация» в нашей стране появилось более сорока лет назад. Именно тогда, в 1973 году, в СССР было официально принято данное обозначение для летательных аппаратов с особо малой массой. Согласно установленным нормативам, в России к данной категории относятся летательные аппараты массой менее 495 кг и имеющие минимальную скорость полёта до 65 км в час. К этому классу не относятся воздушные суда легче воздуха — воздушные шары, дирижабли, аэростаты, а также все непилотируемые модели — радиоуправляемые стендовые модели, боевые БЛА и т.д. В большинстве стран мира это понятие относится к моторным летательным аппаратам, снабжённым крыльями: самолётам, вертолётам, автожирам, мотодельтапланам, мотопарапланам.

Между тем, в разных странах сверхлёгкие воздушные аппараты классифицируются по разному. К примеру, в Бразилии к классу «ультралайт» («сверхлёгкие») относятся самолёты, имеющие массу менее 750 кг, а в США к «сверхлёгким» относятся только те ЛА, чей вес не превышает 115 кг. То же самое относится и к определению минимальной скорости: в США она составляет 45 км\ч, в Европе (в т.ч. и в России) — 65, а в Новой Зеландии — 83 км\ч.
Наиболее лёгкими летательными средствами в данном классе являются различные виды мотодельтапланов и мотопарапланов. В связи с особенностями их конструкции основная масса приходится на двигатель, в то время как остальные механические системы управления практически отсутствуют. Однако, парпланы и дельтапланы, даже снабжённые моторами, вряд ли можно считать полноценными транспортными средствами, с помощью которых можно преодолевать расстояние между соседними городами. Настоящим воздушным транспортным средством является самолёт, пусть даже если этот самолёт «ультралайт». Между авиационными конструкторами не одно десятилетие идёт неофициальное соревнование — кто сможет создать самый лёгкий самолёт в мире. В книге рекордов Гиннеса имеются несколько рекордных моделей сверхлёгких самолётов, но они, к сожалению, не отличаются практичностью. Поэтому данные «чемпионы» были созданы в единственном экземпляре с одной лишь целью: поставить рекорд. Печально знаменит микросамолёт «Бамбл Би» — 2, построенный в 1988 г. американским конструктором Р. Старром. Этот малыш длиной 2 м 70 см и с размахом крыльев менее двух метров, смог оторваться от земли, но рухнул с высоты сотни метров. Его создатель получил тяжелейшие травмы, но самолёт всё-таки был внесён в книгу рекордов Гинесса как самый маленький самолёт в мире.
Несомненно, подобные курьёзные модели самолётов вряд ли можно расценивать как нечто серьёзное. Однако, среди «ультралайтов» имеются вполне функциональные и безопасные модели, запущенные в серийное производство. Если рассматривать полноценные воздушные аппараты, выполненные по традиционной для самолётов схеме, и то рейтинг их в данном случае будет выглядеть следующим образом (в порядке возрастания массы):
Большинство моделей сверхлёгких самолётов превышают по своей массе 100 кг. И лишь небольшое количество серийных сверхлёгких самолётов могут похвастаться весом, меньшим центнера.
1. «Аэропрактика» Е-12 (Россия). «Сухая» масса самолёта — 45 кг.

На сегодня Е-12 является самым лёгким серийно выпускаемым самолётом в мире. Разработана данная модель группой специалистов в области авиастроения, создавших в Ульяновске производственную компанию «Аэропрактика». Главной целью создания данной организации была разработка новейших образцов сверхлёгких летательных аппаратов — простых и надёжных в эксплуатации, а главное — недорогих. Итогом напряжённой работы ульяновских авиационных специалистов стало создание в 1999 году модели Е-12, ставшей самым лёгким самолётом в мире, запущенным в производство. В разобранном виде ульяновский малыш может свободно переноситься двумя людьми. Разбираться и собираться самолёт может в поле всего лишь за час.
Особенность конструкции — полностью разборное крыло, разделяющееся за 10 — 15 минут до отдельных трубок дюралевого каркаса. При сборке этот металлический каркас обтягивается лёгкой материей — лавсаном, кевларом и т.п. Пилот в кабине располагается в полулежащем состоянии, что позволяет улучшить общую аэродинамику. В качестве движущей силы используются два модифицированных мотора от бензопилы «Урал». При этом конструкторам удалось придать своему детищу настолько замечательные лётные характеристики, что самолёт может продолжать полёт даже в том случае, если один из моторов откажет. Производство самолёта ведётся с 1999 года, в основном мелкими сериями и под заказ.
Технические характеристики:
* Длина — 4 м 10 см
* Размах крыльев — 4 м 60 см
* Масса пустого самолёта — 43 кг
* Мощность двух двигателей — 14 л.с.
* Максимальная скорость — 130 км\ч
2. UFM Easy Riser (США). Масса пустого самолёта — 54 кг.
Согласно оценкам экспертов, Соединённые Штаты являются мировым лидером по количеству самолётов сверхлёгкой авиации. Точное количество имеющихся на руках у американцев летательных аппаратов с массой меньше 115 кг (максимальный вес класса «ультралёгких» самолётов в США) — неизвестно. Дело в том, что самолёты этого класса не подлежат обязательной регистрации, и для полёта на них не нужно получать никакого разрешения. Ввиду столь низкого ограничения по массе, именно в США получило наибольшее распространение производство сверхлёгких самолётов «для индивидуального пользования».
Одним из первенцев американской «сверхлегкомоторного самолётостроения» стал UFM Easy Riser. Данная модель была разработана конструктором Мауро в начале 1970-х годов, и выпускалась компанией Ultralight Flying Machines в течение четверти века. Модель, представляющая собой синтез мотодельтаплана и лёгкого самолёта, оказалась настолько удачной, что с небольшими изменениями UFM Easy Riser производился вплоть до 2002 года. Также этот самолёт вошёл в историю, как первый самолёт на солнечных батареях. В 1979 году Мауро в экспериментальных целях установил на одном из UFM Easy Riser солнечные батареи и электрический двигатель. Данная модификация, собранная в единственном экземпляре, получила наименование Solar Riser.
* Длина — 2 м 70 см
* Размах крыльев — 9 м 15 см
* Масса пустого самолёта — 54 кг
* Мощность двигателя — 11 л.с.
* Максимальная скорость — 64 км\ч
3. «Птеродактиль Ascender» (США). Масса пустого самолёта — 56 кг.


Ещё один «малыш» из Соединённых Штатов, впервые поднявшийся в небо в 1977 году. Как и многие сверхлёгкие моторные аппараты тех лет, «Птеродактиль» вёл свою родословную от моторных дельтапланов. Самолёт был создан авиаконструктором МакКомаком из Калифорнии путём усовершенствования системы управления. Так, «Птеродактиль» получил рули высоты и поворота, что кардинальным образом отделило его от класса дельтапланов. На «Птеродактиле» был установлен двухтактный мотор мощностью 16 л.с. После удачного прохождения испытаний, сверхлёгкий самолёт был запущен в серийное производство. Правда, выпускался «Птеродактиль» в виде полуфабриката, или игрушки «сделай сам». Самолёт в виде готового набор высылался заказчику по почте, и ему оставалось лишь собрать «Птеродактиля» с помощью прилагаемой инструкции. Массовый выпуск самолёта-конструктора продолжался вплоть до 1984 года. За это время было изготовлено около 1400 комплектов для сборки. Однако идея минисамолёта, высылаемого по почте, оказалась настолько удачной, что в 1991 году права на производство «Птеродактиля» приобрёл Д. Фробл, наладивший выпуск модернизированной версии «Птеродактиль Ascender» — 3. Мелкосерийный выпуск популярного авиаконструктора продолжается и по сей день.
* Длина — 3 м 50 см
* Размах крыльев — 10 м 15 см
* Масса пустого самолёта — 56 кг
* Мощность двигателя — 16 л.с.
* Максимальная скорость — 80 км\ч
4. FlyNano (Финляндия). «Сухая» масса — 70 кг.


Конструктор А. Суокас в 2015 году сконструировал первый финский сверхмалый гидросамолёт. Малый вес самолёта был достигнут благодаря широкому применению в конструкции углеродистого пластика. Несмотря на свои скромные габариты, FlyNano способен поднять двух человек на высоту свыше трёх километров, и преодолеть на одной заправке бака свыше 70 км. В качестве опции доступна установка электродвигателя, работающего на аккумуляторе. Правда, в этом случае дальность полёта сокращается вдвое. Серийный выпуск FlyNano начат летом 2016 года, причём, по заявлению конструктора, завод уже обеспечен заказами на год вперёд.
* Дальность полёта — 70 км
* Скорость — 200 км\ч
* Потолок — 3 км
5. Beaujon Mach .07 (США). Масса — 73 кг.
Самолёт сконструирован инженером Г. Божоном из Оклахомы. Каркас сделан из алюминиевого сплава и обтянут плотной тканью. Крылья выполнены по схеме моноплан — высокоплан и укреплены с помощью распорок, соединяющих их с каркасом фюзеляжа. На самолёт установлен двигатель мощностью 22 л.с. Опирается на три шасси, заднее из которых — рулевое. Фюзеляж, как и место пилота, открыт; двигатель установлен в носовой части. Ёмкость топливного бака — 9 литров.
* Масса пустого самолёта — 73 кг
* Мощность двигателя — 22 л.с.
* Максимальная скорость — 78 км\ч
Среди других серийных сверхлёгких самолётов, выпускаемых в данное время и претендующих на звание самого маленького самолёта в мире, можно назвать:
6. American Eaglet (США) — масса 80 кг, скорость — 100 км\ч, мощность двигателя — 15 л.с.
7. «Манта Фоксбэт» (США) — масса 86 кг, скорость — 56 км\ч, мощность двигателя — 30 л.с.
8. Ultraflight Lazair (Канада) — масса 95 кг, скорость — 97 км\ч, мощность двигателя — 10 л.с.
Кроме того, в последние годы ведётся разработка всё новых и новых ультралёгких самолётов. Это становиться возможным, с одной стороны, благодаря усовершенствованию технологий авиастроения, появлению более компактных и мощных моторов. А с другой стороны — благодаря внедрению новых облегчённых материалов, таких как углепластик и другие облегчённые полимеры.

Самые маленькие самолеты изначально разрабатывались в военных целях. Благодаря своим малогабаритным размерам, они отлично справлялись с ролью разведчиков и истребителей. После окончания Второй мировой войны в Америке и странах Европы появился высокий спрос на недорогие миниатюрные бипланы, монопланы и джеты для одного человека. На фоне этого, среди авиаконструкторов всего мира началось негласное соревнование по созданию самого маленького самолета в мире. Предлагаем вашему вниманию ТОП 10 самых маленьких самолетов в мире.

1. BD-5J

Мини-самолет BD-5J был разработан в 1971 году в США авиаконструктором Джимом Беде. После летных испытаний представители Книги рекордов Гиннеса наградили его титулом «самый легкий в мире реактивный самолет». Кроме маленького веса в 162,7 кг, он выделялся и скромными габаритами – длина судна 3,66 м и размах крыла в 5,18 м.При таких крохотных размерах, BD-5J был способен разгоняться до 483 км/ч, а его крейсерская скорость равнялась 386 км/ч. Запаса топлива малютке хватало для полетов длиной более 1,5 тыс.км. С учетом низкой цены на бензин в США, перелет на личном реактивном самолете стоил дешевле, чем билет на общественный авиалайнер.

2. Bumble Bee II

В 1988 году Роберт Старр захотел превзойти свой личный рекорд и собрал Bumble Bee II. При собственном весе 180 кг, размеры самолета поражали – длина 2,7 м и размах крыльев 1,7 м. Летал Bumble Bee II со средней скоростью 305 км/ч. Но при первом же выступлении 8 мая 1988 года, самолет потерпел крушение из-за отказа двигателя на высоте около 120 м. За штурвалом был сам Рэй Старр. Он сильно пострадал в этой авиакатастрофе, но со временем авиаконструктор выздоровел.

3. Baby Bird

Рэй Ститс, узнав о появлении конкурента в виде Роберта Старра, начал работать над новым проектом крохотного самолета. И хотя длина Baby Bird была 3,4 м, что превышало размеры Bumble Bee, Ститс сократил размах крыльев до 1,9 м. К тому же собственный вес самолета был всего лишь 115 кг с крейсерской скоростью в 177 км/ч. Этот самолет был внесен в ряды рекордсменов Гиннеса, как самый маленький моноплан в мире. Таким образом, в книге рекордов нашлось место и Ститсу, и Старру. Baby Bird за пять лет эксплуатации совершил 35 полетов и все прошли без чрезвычайных происшествий. В 1989 году изобретатель передал свой уникальный самолет в музей.

4. Bumble Bee

Творцом этого самолета является Роберт Старр, который в свое время был пилотом Sky Baby. Став свидетелем успеха Рэя Ститса, он решил тоже оставить свой след в Книге рекордов и получить денежный приз. Старр работал над Bumble Bee на протяжении пяти лет с 1979 до 1984 года. В итоге его биплан получился тяжелее, чем Sky Baby. Собственная масса нового самолета равнялась 248 кг с максимальной загрузкой до 329 кг. Однако размах крыльев в 2 м и общая длина 2,9 м принесла долгожданное звание наименьшего биплана в мире. Bumble Bee развивал скорость до 290 км/ч, что было почти соизмеримо с показателем Sky Baby.

5. Sky Baby

Еще одно творение Рэя Ститса, которое в отличие от предыдущей модели было бипланом. Размеры Sky Baby были совсем крохотные – длина 3 м и размах крыльев 2,1 м. Но при этом он имел достаточно внушительный вес в 205 кг с максимальной загрузкой до 302 кг. Корпус самолета был сделан из хромированной трубы, а крылья состояли из дерева, которое сверху покрыли тканью. Главной проблемой Sky Baby был маленький центр тяжести. Для минимизации этого недостатка, Ститс принял решение поместить двигатель над ногами пилота, а топливный бак и карбюратор между колен. Такое конструкторское решение в сочетании с двигателем мощностью 85 л/с позволило летать биплану с предельной скоростью 300 км/ч.

Этот крошечный самолет с названием Junior был создан американцами Рэйем Ститсем и Мартином Янгом на противовес Wee Bee. Главной их целью было попасть в Книгу рекордов Гиннеса, благодаря миниатюрным размерам – размаху крыла в 2,8 м и длине 3,4 м. Интересно, что самолет собирался не с нуля, а на базе Taylorcraft L-2, разработанного для участия во Второй мировой войне. Для маленького самолета подбирали однопоршневые двигатели с мощностью от 36 до 75 л/с. В итоге Ститс остановил свой выбор на самом мощном варианте, поэтому предельная скорость самолета составляла 240 км/ч.

7. Nano

Электрический гидросамолет Nano создан финской компанией FlyNano в 2011 году. При длине в 3,8 м и размахе крыла в 4,8 м, он весит всего 70 кг. Такой низкий вес стал возможным благодаря применению в качестве основного материала современного углеродного волокна. Так как Nano рассчитан исключительно для взлета и приземления на воду, у него отсутствует шасси.

8. Colomban Cri-cri

История миниатюрного Cri-cri началась в 1971 году, когда французский авиаконструктор Мишель Коломбан загорелся идеей построить очень маленький и экономичный самолет с двумя двигателями. Спустя пару лет, 19 июля 1973 года его мечта воплотилась в реальность – самолет впервые поднялся в небо. Свое творение Коломбан назвал Cri-cri в честь собственной дочурки.Самолет имел размах крыла в 4,9 м и общую длину 3,9 м. Также Cri-cri выделялся низким собственным весом в 78 кг. Благодаря таким параметрам, представители Гиннеса признали его самым маленьким самолетом с двумя двигателями.

9. Wee Bee

В конце 40-х годов ХХ века в Сан-Диего штата Калифорния появился этот необычный самолет. Его создали три амбициозных молодых авиаконструктора, жаждущих удивить мир. Они назвали свое творение Wee Bee, что в переводе с английского обозначает крошечная пчелка. Такое название самолет оправдывает крошечными габаритами – 4,25 м в длину и 5,5 м в ширину.

10. Х-12H

Десятое место занимает разработка жителя России из Армавира. Дмитриев Виктор Павлович самостоятельно сконструировал миниатюрный самолет массой в 80 кг. Это авиачудо в разложенном виде занимает совсем мало места, поэтому может храниться даже в чемодане. На сборку-разборку необычного самолета нужно потратить чуть более получаса. На данный момент Х-12H находится в стадии летных испытаний, по окончанию которых планируется массовое производство маленьких самолетиков.

Самолет-сверчок

Самый маленький самолет в мире Е-12 был сконструирован ульяновскими авиалюбителями на основе одноместного французского сверх легкого самолета под названием «Сверчок», который при массе 170 кг и скорости 200 км/ч мог выполнять фигуры высшего пилотажа. Основной задачей будущего самолета было совершать безопасные не дальние полеты, причем взлет и посадка должны происходить даже с обычного поля с малым разбегом, а не на специальной взлетно-посадочной полосе.

Кроме того, главной идеей было сделать самолет, который можно было бы разобрать и собрать в считанные минуты, легко перевезти, и он бы не занимал много места при хранении.

Устройтсво самолетика

Таким образом, был сконструирован самолет с уникальной конструкцией крыла и обшивкой из тканей лавсана. Изначально на самолет было установлено два двигателя от бензопилы, но из-за недостаточно хороших характеристик, шумности и неэкономичности их пришлось заменить на двигатели, которые специально были разработаны для этого самолета харьковскими производителями. Основой каркаса конструкции являются дюралевые трубы диаметрами 42-48х1(1,5)мм.

Управление самолета осуществляется штурвалом в виде рукоятки, которая находится по центру. Пилот размещается в самолете полулежа, за счет этого уменьшается воздушное сопротивление и обеспечивается большая безопасность. Для пилота есть ограничения в весе – до 80 кг, при этом взлетный вес составляет 140-150 кг.

Во время испытаний Е-12 было совершенно 40 часов полёта. Максимальная скорость при заходе на посадку достигала 145 км/ч. Также была доказана надежность, устойчивость и хорошая управляемость самолета при порывах ветра 10-12 м/с.

Находка для туризма

В результате проделанной работы получился отличный сверхлегкий самолет для туризма и прогулочных полетов. У производителей можно приобрести как готовый летательный аппарат, так и чертежи для него. Основные летно-технические характеристики: двигатель Д-150; размах крыла – 5020 мм; длина фюзеляжа – 4100 мм; вес – 45 кг; расход топлива – 6 л/час; разбег – 90м.

Стоимость самого маленького и самого дешёвого в мире самолёта составляет всего 4-6 тыс. евро, при этом самый маленький в мире вертолёт , сконструированный в Японии, стоит в сотни раз дороже.

Ирина Иваницкая , Samogo.Net