Китай

История устройства скамейки с подогревом из барселоны. Парк Гуэль в Барселоне: стоимость, время работы, фото. Архитектура и богатая фантазия Гауди в парке Гуэль

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Одна из удивительных достопримечательностей Барселоны — (кат. Park Güell , исп. Parque Güell ), построенный по заказу каталонского промышленника, политика и мецената графа Эусеби Гуэль-и-Басигалупи (1846-1918). Для реализации проекта был приглашен архитектор Антонио Гауди (1852-1926).

История создания парка Гуэля

Первоначально эта территория площадью более 17 га предназначалась для застройки частными домами, для чего она была разделена на 62 участка. Задумывалось, что это будет город-сад , где переплетены в единое целое две природы — естественная и рукотворная. Работы продолжались с 1900 по 1914 года. Увы, проект не привлек покупателей — во многом из-за удаленности от центра. Было продано всего два участка. В результате он был передан мэрии Барселоны, которая устроила здесь парк. В 1984 году он вошел в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Доехать до парка можно на метро (станция «Lesseps», зеленая линия, L3), далее идти по указателю.
Парк открывается в 10.00, закрывается около 19.00 (время варьируется в зависимости от времени года и дней недели).

Прогулка по парку Гуэля

Я побывала в парке Гуэля во время своей поездки в Барселону. Он произвел на меня очень сильное впечатление, главным образом благодаря удивительной гармонии природы и архитектуры, когда подчас нельзя было отличить, где кончается одно и начинается другое. Единственное, что несколько мешало — это огромное количество туристов со всех концов света. Впрочем, оно и понятно: место действительно уникальное, отдых в Барселоне немыслим без посещения этого места.

Уже у самого входа в парк вы чувствуете эту удивительную гармонию. Вдоль склона Лысой горы тянется рукотворная стена, но она настолько органично вписана в окружающий ландшафт, что сначала взгляд практически не замечает ее.

Первая и вторая природа парка Гуэля

Розовое здание — это дом-музей Гауди в его бывшем особняке, открытый в 1963 году.

Живописно смотрятся деревья мимозы — я была в начале марта, самая пора цветения.

А вот эта стенка называется . Действительно, чем-то она напоминает ласточкины гнезда. А еще мне она напомнила пальмы — по-моему, есть что-то общее с финиковыми пальмами, что наверху.

Вскоре я вышла к центральной площади, где располагается прихотливо изогнутая в форме сказочного змия знаменитая длинная скамья . Здесь очень многолюдно, все фотографируются. На скамье народ отдыхает, тут же разложены картины и сувениры на продажу.

Центральная часть парка Гуэля

За деревьями виднеется шпиль дома-музея Антонио Гауди.

Панорама парка Гуэля

Потом дорога ведет меня к Прогулочной аллее. Ощущение, что на самом деле это — неведомая пещера. Обратите внимание на наклон стены и колонн.

А это место называется . Длинная скамья и площадь находятся над ним.

На его потолке причудливых форм плафоны.

Спускаюсь по Парадной лестнице вниз. Впереди домик, напоминающий пряничный. Это здание сторожки . Чуть правее, за деревьями — здание Администрации .

Некоторые части парка почти обыкновенной планировки.

Ниши и карнизы галерей облюбовали голуби. Их здесь много.

Вид на Длинную скамью

А в этом месте растет много агав, которые удивительным образом сочетаются с очередной галереей. Причем обратите внимание: это колонны так наклонены, а вовсе не мой фотоаппарат!

Мимоза в цвету

Галерея с агавами

Скамейки и агавы

Мимоза в цвету

С высоты парка разворачивается прекрасный вид на кварталы Барселоны. Правда, день был довольно жаркий и весь город утопал в дымке.

Вид квартала Барселоны из парка Гуэля

Вот такая прогулка получилась по парку Гуэля. Дорожки там проложены таким образом, что каждый раз ты видишь парк под новым ракурсом, открываются необычные виды. Кажется, что он огромен. И только потом с удивлением понимаешь, что все-таки он меньше, чем кажется. К сожалению, у меня было немного времени, а вообще это место настраивает на медитативный лад, хочется побыть здесь подольше. И, как мне показалось, именно тут я по-настоящему прочувствовала Гауди.

Адрес: Carrer d’Olot, s/n, 08024 Barcelona, Испания

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Приветствую вас, друзья! У вас есть наиболее предпочитаемые для путешествий страны и города? Представьте себе, парк Гуэль в Барселоне очаровал меня еще до его посещения. И причиной тому стал известный фильм. Тот, который о Вики, Кристине и Барселоне. Помните? В фильме настолько живописно показаны достопримечательности города, что мое сердце встрепенулось: «хочу туда!». Хочу увидеть волшебный парк Гуэль с его пряничными домиками и мозаичной скамейкой!

Вот потому, когда подвернулась возможность очередной поездки в Европу, я, не сомневаясь, выбрала Барселону.

Из истории строительства парка Гуэль

Строительство парка началось в 1900 году. Вернее, подразумевали отнюдь не парк, а элитный поселок на склоне горы в районе с идеальной экологией. Гауди и Гуэль намеревались разделить запланированную территорию на равные треугольные участки для 60 предпринимателей и общественных деятелей, где те построили бы дома для своих семей. И поскольку речь шла об известных каталонских семьях, инфраструктуре поселка уделили чрезвычайно пристальное внимание.

Однако местная знать не заинтересовалась перспективой переселиться на окраины Барселоны, поэтому на всей территории появились только два дома. Один из них возвышается на самой макушке парка. Это дом семьи Триас.

Второй дом, розовый со шпилем, был построен как образец, на который бы ориентировались застройщики поселка. Автором этого проекта является Франсеск Беренгер, но, поскольку в доме жил Антонио Гауди все те годы, пока он занимался обустройством парка, здесь открыт музей архитектора и его многие называют . На фото, вдалеке от знаменитой мозаичной скамьи парка Гуэль, хорошо видна башенка дома-музея:

С двумя экстраординарными домиками посетители встречаются при входе на территорию парка. Домики выглядят словно пирожные, покрытые аппетитной глазурью. Такой эффект получился благодаря специальному способу отделки поверхностей битой керамикой.

Декоративный прием облицовки поверхности кусочками керамики, зачастую осколками битой посуды, очень любил Гауди. Техника называется . В парке Гуэль вы ее встретите повсюду: пряничные домики, скамейка, потолок Гипостильного зала, лестничные стены, популярный символ Барселоны — ящерица.

За вкусный внешний вид домики называют пряничными, но назначение у них вполне будничное. Они планировались как павильон для приема посетителей будущего поселка и дом привратника, и в наши дни выполняют общественную роль. Например, в доме привратника размещаются экспозиции городского музея истории.

Парадный вход парка Гуэль

Центральный вход начинается с маленькой площади, обрамленной выпуклыми стенами с многочисленными зубцами. Именно здесь посетители знакомятся с теми декоративными парковыми украшениями, которые неоднократно видели на брелоках и другой сувенирной продукции. Знаком вам такой медальон со змейкой? Вы увидите его в центре лестницы в полный размер.

Можно ли пройти равнодушно мимо фонтана-ящерицы? Как видите, мне не удалось…

Антонио Гауди спроектировал великолепную лестницу, ведущую в стилизованный открытый зал. Впоследствии зал назвали Гипостильным . В нем только одна стена, задняя, зато установлено 86 высоких массивных колонн, поддерживающих волнообразный потолок, украшенный медальонами из мозаики.

Когда находишься под сводами зала, складывается впечатление, что это храм или большая концертная площадка. Тем более что колонны ограничивают довольно широкое центральное пространство. Кто бы мог подумать, что этот открытый зал рассматривали как возможное место для рынка!

Потолок Гипостильного зала выполнен в так называемой технике каталонского свода . Каждый квадратный метр волнообразного потолка покрыт мозаикой:

Идея использовать в отделке парковых сооружений технику тренкадис принадлежит Гауди, но создавал декоративные проекты его ученик и соратник Жозеп Мария Жужоль. Он же является автором шедевра — красивой удобной неповторимой 100-метровой скамьи, над которой колдовали с 1910 по 1914 год.

Площадь Природы

Скамейка лентой обвивает площадь Природы над Гипостильным залом, а ее разноцветная спинка служит еще и балюстрадой этой верхней площади. С внешней стороны над колоннами скамейка выглядит как на этой фотографии:

Площадь Природы создавалась как театральная площадка. Больше такого ровного участка в парке нет, да и не было бы, если бы на данном участке не срезали гору. И если с одной стороны площадь обрамлена извилистой скамьей, то по верху противоположного полукруга площади сразу за пешеходной дорожкой в ряд идут виадуки.

А в пальмовых зарослях живут настоящие хозяева парка и площади Природы:

Система виадуков создана по всему парку. Горная гряда вокруг Барселоны могла помешать потокам свежего воздуха, поэтому Антонио Гауди нашел практическое решение для обеспечения воздухообмена. Виадуки выполняют полезные функции, прекрасно вписываются в парковый ландшафт и украшают территорию.

Представляете, друзья, с какой заботой проектировался поселок для богатых каталонцев. И вы думаете, он оказался востребованным? Нет! Поэтому в 1922 году мэрия Барселоны выкупила проект и в 1926 году открыла его как городской парк.

Местные жители и миллионы людей со всего мира едут в Барселону, чтобы посетить парк Гуэль. Пожалуй, о скамье из мозаики и пряничных домиках слышали все, кого интересует тема путешествий по Европе. А я уже знаю, что достопримечательности Барселоны наяву гораздо интересней, чем в любом фильме)) Ознакомьтесь с основными в статье , где я подробно изложила как добраться до парка Гуэль.

Ваш euro-проводник Татьяна

Сегодня это и в самом деле настоящий парк из густых рощ пиний и бесконечных пальмовых аллей в северо-западной части Барселоны. На окруженной деревьями просторной террасе встречаются и беседуют пенсионеры и влюбленные парочки. Огромные, извивающиеся змеями вокруг террасы разноцветные скамьи парка Гуэль - к услугам тех и других.

Когда Гауди только начинал здесь свою работу, парка как такового не было и в помине. Не было и водных источников, территория выглядела пустынной, на склоне холмов не росли деревья. Теперь это зеленый мир, сотворенный Антонио Гауди. Впрочем, парка здесь действительно могло не быть: Эусебио Гуэль, почитатель и заказчик Гауди, замахивался на большее. Он мечтал о показательном поселке, о жилищном рае, о городе-саде. В результате получился просто парк, зато на благо всей Барселоне.


В 1900 году Эузеби Гуэль выкупил этот холм, чтобы устроить здесь частный город-сад на английский манер. Участки в парке предназначались на продажу для застройки особняками, а всю инфраструктуру и места общего пользования Гуэль поручил Гауди. Однако проект провалился: для тех, кто хотел жить в Барселоне, парк был слишком далеко от центра, а для тех, кто хотел жить за городом, - слишком близко. В результате наследники Гуэля продали холм городским властям, которые открыли парк для публики.

Название этого грандиозного комплекса - Парк Гуэля , вошедшее в биографию архитектора и ставшее неотъемлемым от Барселоны, несколько условно. Действительно, сегодня это городской парк, и именно о нем думал в свое время Гуэль, после того как побывал за границей. Меценат предпочел бы вариант английского пейзажного парка, который, в случае его осуществления, мог стать надежной защитной зоной в условиях растущего индустриального центра. Еще одним прообразом оставался сугубо романтический сад, в котором доминировала бы стихийно сложившаяся планировка, сохраняемая горожанами.

Наиболее законченная часть парка примыкает ко входу c улицы Улот. Ворота парка обрамляют два пряничных домика, один - увенчанный поганкой, другой - крестом.

Изначально павильоны предназначались для привратников, сейчас они заняты сувенирной лавкой и кафе.


За воротами поднимается широкая лестница с фонтанчиками, гербом Каталонии и огромной мозаичной ящерицей, ставшей одним из символов Барселоны. Лестница уводит на самую вершину холма, где разбита огромная площадь-терраса, по всему периметру которой тянется одна длинная извилистая скамья-парапет. Помимо парка Гауди в ту пору также возводил Саграда-Фамилию и Педреру.


Центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками является наиболее замечательным уголком парка.


Левый павильон с пинаклем, увенчанным типичным для Гауди пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка, правый павильон был построен для привратника. Причудливый декор этих сказочных домиков делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями. Парадная лестница с фонтанами ведёт в гипостильный зал известный как “Зал ста колонн”.

Фальшивый замок на потолке Зала Ста Колонн


На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди - мозаичный Дракон


Средняя площадка парка Гуэля украшена медальоном с четырёхполосным каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля и расположенной над гипостильным залом, находится длинная, изогнутая в форме морского змея, скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом-Мария Жужолём. Именно последний создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов, опередившие многие произведения абстракционизма и сюрреализма. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и “замерив” таким образом изгиб спины.

В парке Гуэля можно найти множество различных милых фонтанчиков и инсталляций, оформленных причудливыми узорами керамической мозаики. Каждый элемент неповторим настолько, что фантазия автора поражает.

“Зал ста колонн” на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замками всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка.

Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн. От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. “Гнёзда” выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы.

На территории парка расположен Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила.

В 1962 году архитектурный ансамбль Парка Гуэля был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, а в 1984 году парк Гуэля вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Испания, Барселона
Созданный: в 1900 - 1914 годах
Архитектор: Антони Гауди
Основные достопримечательности: Парадная лестница, здание сторожки, здание администрации парка, дом-музей Гауди, мозаичная Саламандра, скамейка, зал и потолок ста колонн, прогулочная аллея
Координаты: 41°24"50.5"N 2°09"08.7"E

Один из самых величественных и роскошных парков на нашей планете, который может составить «конкуренцию» даже великим императорским садам из Поднебесной, находится в Барселоне и носит название Парк Гуэля.

Вид парадной лестницы из домика привратника

Это удивительное место, площадью чуть более 17 гектар, постоянно привлекает к себе внимание не только туристов, посетивших столицу Каталонии , но и коренных жителей Барселоны. Где еще как не в Парке Гуэля можно отдохнуть от суеты мегаполиса и насладиться пением тысяч птиц , скрывающихся в густых рощах пиний и пальмовых аллеях? Парк Гуэля, в котором постоянно можно встретить поклонников таланта великого Антонио Гауди и влюбленные парочки, раскинулся в северо-западной части прекрасного города. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что эта огромная территория, являющаяся в настоящий момент частью Барселоны, изначально приобреталась промышленником Эусеби Гуэлем совершенно для иных целей. Однако судьба распорядилась иначе, и в результате этого Барселона получила не только один из самых прекрасных парков Европы , но и всего мира.

Иначе и быть не могло, ведь над обустройством парка, с его причудливыми аллеями, сказочного вида зданиями, водными источниками и скульптурами работал величайший архитектор, гений двадцатого века - легендарный Антонио Гауди. Парк Гуэля относится к самым знаменитым шедеврам Гауди, и в 1984 году был занесен во всем хорошо известный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впрочем, в этом же году ЮНЕСКО взяла под свою защиту все без исключения творения Гауди, ведь мир прекрасного, который создавал архитектор, должен был непременно остаться для потомков.

Слева направо: домик привратника, здание администрации

На такой шаг всемирно известную организацию подтолкнула ситуация, связанная с парком Гуэля и его усадьбой. Дело все в том, что с середины двадцатого века, властям Барселоны было довольно трудно самостоятельно поддерживать в надлежащем виде и охранять от разрушения шедевры Антонио Гауди. Увы, до 1984 года многие творения архитектора и дизайнера были безвозвратно утеряны. К огромному счастью туристов и каталонцев, Парк Гуэля - один из немногих шедевров, сохранившийся и дошедший до наших дней практически в первоначальном виде. В том своем совершенстве и практичности, который мог создать только Гауди.

Парк Гуэля - история создания

Как уже говорилось выше, промышленник, который, как и Гауди, видел окружающий мир несколько иначе, чем простой обыватель, приобрел участок, не входивший еще в те времена в территорию города, не для того чтобы разбить на нем парк. В начале двадцатого века Эусеби Гуэль вернулся из Туманного Альбиона и захотел построить неподалеку от его любимой Барселоны город-сад, где каждый житель смог бы чувствовать единение с природой и на время позабыть о шуме и проблемах, привить своим детям чувство прекрасного и любовь к окружающей их среде.

Мозаичная саламандра на парадной лестнице

Кроме этого, Гуэль считал, что приобретение земли это еще и выгодное вложение денежных средств. Он разбил территорию на 62 практически одинаковых по своей площади участка и выставил их на продажу. Жителям столицы Каталонии идея лучшего друга Антонио Гауди не пришлась по душе: многие не хотели жить за чертой города, а те, кто мечтал об уединении, считали, что территория находится слишком близко к Барселоне. В результате продаж удалось реализовать лишь два участка. Мечта Гуэля о создании города-парка, так популярного в Англии, рассыпалась словно карточный домик.

Изначально предполагалось построить в уединенном городе-саде до сорока домов и роскошных вилл для состоятельных жителей Каталонии. Естественно, далеко не каждый мог позволить себе приобрести участок и начать там строительство. Из предполагаемого количества строений было возведено лишь три. Один из них возвел архитектор Жули Бальвель для состоятельного и известного адвоката того времени М. Триаса-и-Доменека, а над созданием второго дома работал архитектор Франсеск Беренгер.

Медальон с головой змеи расположенный на парадной лестнице чуть ниже мозаичной Саламандры

Это здание сразу же было выставлено на продажу, однако оно не заинтересовало ни одного покупателя до 1906 года. Тогда его приобрел, по совету своего друга, сам Антонио Гауди. В этом особняке он прожил до 1925 года, когда был вынужден переехать со своей семьей в мастерскую неподалеку от его будущего шедевра Искупительного Храма Святого Семейства - Саграда Фамилия . Однако это произойдет не скоро: Антонио Гауди еще предстоит создать один из самых прекрасных парков Старого Света. К слову, третий дом был выкуплен самим Гуэлем, который впоследствии, после целого ряда работ, стал его резиденцией.

В 1901 году состоятельный каталонец решает разбить на пустынном участке роскошный парк. «Быть может, тенистые аллеи, небольшие искусственные водопады и фонтаны обратят внимание каталонцев к огромной территории?», - примерно так думал Эусеби Гуэль, привлекая к работе над парком еще молодого, но чрезвычайно талантливого Антонио Гауди.

Зал ста колонн

Архитектор изначально создает фантастический, можно даже сказать, сказочный, поражающий воображение любого человека, центральный вход в парк. Он состоит из двух уникальных в своем роде домиков. Если смотреть на них с улицы под названием Olot, то левый из них, который увенчан крестом с пятью лучами, предназначен для работников из администрации парка. Правый дом, увенчанный огромным грибом, предназначался для привратника. Можно сказать, что эти два здания напоминают по своему дизайну пряничные домики, из всем хорошо известной сказки братьев Гримм. Многие современные архитекторы, описывая данные строения, утверждают, что, несмотря на всю сказочность дизайна, в каждом из домов просматривается трезвый расчет и рационализм, что, собственно, свойственно всем без исключения шедеврам Гауди. Даже удивительной формы медальоны выполняют возложенную на них функцию: они сообщают посетителям о названии парка.

Вторым элементом Парка Гуэля, которым может насладиться его гость, является роскошная парадная лестница, ведущая прямо в зал, именуемый «Залом ста колонн». На нижней площадке парадной лестницы Парка Гуэля, Гауди поместил скульптуру сказочной Саламандры, которая покрыта удивительного цвета мозаикой. Среднюю площадку Антонио Гауди, которому был свойственен символизм, украсил ярким медальоном, на нем можно увидеть голову змеи и флаг свободной Каталонии.

Вид на площадь парка над залом ста колонн

«Зал ста колонн» без преувеличения можно назвать центральной композицией Парка Гуэля . Гауди спроектировал дорические колонны, характерные для архитектуры Древней Греции. Они расположены в ячеистом порядке, каждая из них немного наклонена и расширяется к низу. Все колонны являются не только декорацией, но и выполняют роль опоры для величественного потолка. Стоит отметить, что и сам «потолок» зала ста колонн, по замыслу Антонио Гауди, должен был выполнять определенную функцию: на нем предполагалось возвести рыночную площадь города-сада. Здесь просматривается собственное видение Гауди древнеримских форумов или площадок, где давались театральные представления. Архитектор хотел сделать весь парк Гуэля чем-то похожим на амфитеатр.

Правда, роль ярусов выполняли бы близлежащие холмы, а сидений - дома богатых каталонцев. Площадь этой центральной композиции составляет 86х40 метров. План рыночной площади так и не был воплощен в жизнь. Архитектор создал на центральной площадке гигантскую изогнутую скамью, выполненную в форме змея, обитающего в морских пучинах. Эта скамья является очередным доказательством рационализма и практичности Гауди: отдыхать на ней необычайно комфортно. Этого архитектор смог добиться за счет изучения анатомии человеческого тела. Еще на мягкую гипсовую скамью садился абсолютно голый человек и, тем самым, давал возможность Гауди придавать ей нужную и «удобную» форму для отдыхающего.

Скамейка на площади парка

Работая над парком Гуэля, Гауди решил впервые в своей работе использовать рельеф местности для создания удивительных декораций. Он не сравнивал холмы, не убирал ни одной, даже самой маленькой, возвышенности. Отсюда в парке Гуэля можно встретить множество тоннелей, небольших лестниц, украшенных мозаикой. Во время проведения работ Эусеби Гуэль столкнулся с определенными экономическими трудностями. Финансировать строительство парка ему стало затруднительно. Как ни странно, именно этот «барьер» стал отправной точкой для нового стиля Антонио Гауди. Для декоративной отделки скульптур, строений, 86-ти дорических колонн, архитектор применяет битую керамическую плитку, осколки от бутылок, которые достаются ему практически бесплатно. Как известно, Гауди был другом Эусеби Гуэля, и даже в трудные времена не бросил работу над парком.

Было бы несправедливо не упомянуть, что активное участие в строительстве Парка Гуэля принимал Жузеп Мария Жужоль. Этот талантливый человек, вдохновленный гением Гауди, и создал поражающие воображения коллажи из отходов строительства, брака стеклодувной и керамической промышленности. Можно смело утверждать, что Антонио Гауди и Жузеп Мария Жужоль стали основоположниками сюрреализма и абстракционизма в архитектуре.

Фрагмент скамьи

Парк Гуэля - наши дни

Практически каждый турист, приезжающий в Барселону, не упускает случая совершить удивительную прогулку по парку Гуэля, которую можно смело сравнить с путешествием в сказку. Что может быть лучше прогулки по сети тропинок, плавно переходящих в широкие прогулочные аллеи, выполненные Антонио Гауди из гладкого камня, добытого в окрестностях Барселоны? Эти аллеи чем-то напоминают птичьи гнезда (!), которые словно выступают из окружающих холмов. В Парке Гуэля в настоящий момент произрастает огромное количество деревьев и причудливых кустарников. И это при том, что чуть более 100 лет назад это место напоминало выжженную солнцем пустыню. Решить задачу орошения почвы удалось лишь великому архитектору при помощи акведуков и цистерн, в которые собирается дождевая вода.

Так уж сложились обстоятельства, что наследники Эусеби Гуэля не смогли самостоятельно содержать парк, поэтому они решили продать его властям Барселоны. На одном из собраний мэрии Каталонской столицы было принято решение, сделать Парк Гуэля со всеми его достопримечательностями - городским парком, предназначенным для отдыха и посещений туристами.

Когда много лет назад в университете нам читали лекцию о творчестве Антонио Гауди, я представляла себе Барселону этаким городом-садом, где на каждом углу - особняки причудливых конфигураций и парки с фантастическими павильонами, созданные гениальным зодчим для Эусебио Гуэля и прочих барселонских толстосумов. Расхожий штамп «Барселона – город Гауди» лишь укоренял в моем сознании придуманный некогда образ.

В действительности все оказалось несколько иначе.

Работ Гауди в городе не так уж и много, и чтобы осмотреть их, нужно совершить путешествие по всей Барселоне.

Мой брат, который был здесь два года назад, посоветовал нам для первого знакомства с городом воспользоваться сервисом Bus Turistic. Симпатичные двухэтажные автобусы объезжают город по трем маршрутам – синему (южному), красному (северному) и зеленому (восточному). Покупая билет, можно целый день (или два) ездить на любом из них, вылезая на понравившихся остановках. Автобусы снабжены системой наушников, с помощью механический «гид» рассказывает о городе на десяти языках (и на русском!), а впридачу выдаются дисконтные книжки с 10-20 процентными скидками на посещение музеев, парков и прочих мест.

Мы едем «по местам Гауди», и наш маршрут – красный: в прямо противоположную от Рамблы сторону, на север от площади Каталонии, по широкой торговой улице Пасеч де Грасиа, напоминающей не то нашу Тверскую, не то парижские Елисейские поля по ширине, масштабам и немеренному количеству дорогих магазинов.

Первая остановка, которую делает на этой улице Бас Туристик – «Квартал Раздора». Называется он так из-за трех, стоящих в рядок особняков в стиле модерн, каждый из которых имел претензию называться самым красивым на этой улице. Первый построил Доменик Монтанер, второй – зодчий с замечательной фамилией Пуч-и-Кадафалк. Третий же – который на самом деле первый и лучший – дом Батло, выстроенный Гауди в начале века, на пике мастерства своего.

Стоя перед сумеречным и слегка зловещим фасадом дома Батло понимаешь, что не только природные элементы и мотивы вдохновляли гений Гауди.
Этот особняк называли «зевающим домом» и «домом с костями» - в очертаниях окна второго этажа действительно угадывается широко разверстая пасть с тонкими губами и крыльями носа в центре. Опоры-«кости» подпирают ее, чтобы не захлопнулась невзначай. Над пастью – пустые глазницы балконов: если долго смотреть, впечатление жутковатое. Чешуйчатую крышу сравнивают с хребтом гигантского дракона: действительно, похоже!

Дом Батло – до сих пор частное владение, где сдаются квартиры. Билеты дорогущие, скидок для детей нет. Но такой идеальной чистоты стиля не увидеть больше нигде в Барселоне. В доме открыты для туристов два нижних этажа, чердак и крыша. Правда, из интерьеров вывезена мебель, но изумительны сами залы – причудливо изогнутые, без единой прямой линии, текучие очертания каминов и оконных рам, измятое, деформированное пространство – но не хаотично, а подчиняясь плавному музыкальному ритму.

Нижние этажи – с роскошной отделкой: дерево, металл, керамика, витражи. Чердак – с гладкими белеными стенами, но те же льющиеся формы, параболические аркады и своды. Сохранился лифт в стиле модерн – облицованный темным деревом, страшно медленный, открывающийся вручную. Мы с Игорем имели терпение его дождаться и прокатились до чердака.

Интерьеры дома Батло:

Между домом Батло и следующей остановкой Бас Туристик – домом Мила можно прогуляться пешком – они недалеко друг от друга. Тогда в одном из переулков обнаружится еще одно творение Гауди – раннее, но от того не менее цельное и своеобразное: Дом Висенс.

Вот такой:

Каза Мила, названная ироничными каталонцами Педрерой – «каменоломней», снаружи напоминает как раз о «природных» источниках вдохновения Гауди. Не то морские волны, не то горные кручи, не то термитник. Волнистые фасады снаружи, колодец без углов – внутри.

В «каменоломне» тоже живут квартиросъемщики. Отстоявших длинную очередь туристов вполне современные лифты поднимают сразу на пятый этаж, где для них открыт маленький музей, посвященный жизни каталонской буржуазной семьи в начале 20 века: столовая и спальня, кухня и детская в стиле модерн, умывальник с неудобно изогнутой раковиной, комнатки слуг... На чердаке – один из множества музеев Антонио Гауди – типичный: с предметами мебели, природными «вдохновителями» и макетами зданий и деталей.

Дом Мила – фасад и парочка музейных интерьеров.

Самым интересным для моего сына в домах Гауди стали, конечно, крыши. Великий зодчий не оставлял без внимания ни одну деталь: чердачные башенки, дымоходы, ограждения он превратил в произведения искусства. Если во дворце Гуэль трубы напоминают фантастические елочки (или кактусы?), в доме Батло – шпили «воздушных замков», то на крыше Педреры это – суровые стражи, рыцари в тяжелых шлемах или каменные монстры с непроницаемыми «взглядами».

Сверху: крыша и чердак дома Батло, снизу – на крыше дома Мила.

(Кстати, если есть время бродить по здешним улицам пешком: рядом с Педрерой, буквально на соседней улице – вполне достойный посещений Египетский музей, маленький, но с богатой и разнообразной коллекцией, в подвале которого обнаружилась еще и выставка римских мозаик).

От дома Мила автобус сворачивает направо, направляясь к шедевру Гауди – Саграда Фамилии или храму Святого Семейства.

Я много раз слышала душераздирающую историю о том, как одержим был старый мастер этим строительством, отказался от прочих заказов, стал жить на стройплощадке, перестал следить за своим внешним видом, и был настолько увлечен мыслями о соборе, что не заметил трамвая и погиб под его колесами. И далеко не сразу в сбитом человеке – нелепом, неряшливом - сумели опознать знаменитого архитектора. Иначе, возможно, его бы могли спасти.

Собор до сих пор в процессе возведения – это самый знаменитый «долгострой» в Испании. Некогда было принято решение, чтобы он сооружался исключительно на пожертвования прихожан. Купив билеты в храм, мы тоже внесли свою скромную лепту в продвижение строительства.

Самим Гауди здесь сделан лишь один фасад – Рождества. Второй – Страстей Христовых, сумрачный, безрадостный, с жесткой, угловатой скульптурой каталонца Субиракса, отличается от блистательного творения Гауди как земля от неба. У фасада Рождества, действительно, теряешь дар речи. Остается лишь одна мысль: как? Как можно было создать ТАКОЕ? Впрочем, восторженный мой пафос в адрес Саграда Фамилия настолько банален, что лучше промолчу.

Картинки из Саграда Фамилии: снимать там можно в любом месте и все, что угодно.

Отстояв сорокаминутную очередь, мы поднимаемся на ажурную колокольню на лифте, который везет только вверх. Вниз надо спускаться пешком – по узенькой и крутой винтовой лестнице. И это – увлекательнейший аттракцион: по ходу спуска вниз то там, то тут открываются выходы на изящные балкончики, мостики, смотровые площадки, откуда можно созерцать украшающие башни скульптуры и восхищаться волшебным искусством Гауди на близком расстоянии.

Вадька не хотел подниматься на колокольню, но мы его уломали.

Последняя остановка нашего автобуса, связанная с Гауди – парк Гуэль. Он находится в северной части Барселоны, и пешком от площади Каталонии до него не добраться. Можно и на метро, но от остановки Бас Туристик идти ближе. Хотя все равно – в гору.

Парк Гуэль Гауди считал своей неудачей. План был шикарным и амбициозным: современный поселок с богатыми особняками, школами, магазинами и прочей инфраструктурой. Но участки под застройку жители покупать почему-то не торопились. Остался лишь парк – самый красивый в городе: сказочные домики-павильоны, стилизованные под природные формы каменные виадуки, прогулочные дорожки под рукотворными пещерными сводами, гроты, беседки, лестницы...

Парк Гуэль:

Гордость парка – зал ста колонн, на крыше которого – бесконечная витая скамья с мозаичной спинкой. Именно на нее плюхнулась без сил измученная и ошалевшая от красоты архитектуры модерна половина моего семейства, пока мы с Игоряхой неутомимо обходили все каменные дорожки и колоннады, поднимались на смотровые площадки, спускались в садики и дворики и бродили по очередному дому-музею Гауди (в котором он действительно жил какое-то время, пока не перебрался в Саграда Фамилию).

Ну и непременный ритуал Игорь, конечно, выполнил – погладил дракончика, что стоит у входа в парк.

Поражаюсь, если честно, прочности раствора, на котором держатся мозаики Гауди: при том безумном количестве туристов, которые их гладят, щупают, сажают младенцев и более крупных детей, цветная керамика не облетает.
Или все же отваливается, но ее регулярно подклеивают?
Ведь вот мозаичная скамья Врубеля в Абрамцево – за бронированным стеклом, хотя народу в усадьбу приезжает на несколько порядков меньше...

В наш маршрут имени Гауди не попал лишь знаменитый дворец Гуэль. Я потом с трудом обнаружила его на Ноу де ла Рамбла: он закрыт, завешен пленкой, из-за которой едва видны макушки керамических елочек-дымоходов.
Впрочем, на этом с Барселоной стоит проститься и рассказать о том, что мы видели за ее пределами.

Начало испанских заметок здесь.