Индия

Аксаут - Путеводители и описания на budetinteresno!!! Спортивные туристские маршруты в ущелье аксаута Определяющие препятствия маршрута

Одним из информационных поводов нашего посещения Северного Кавказа был подъем на Марухский перевал и приведение в порядок братских могил советских воинов, погибших в годы войны. Но нашим планам не суждено было сбыться, виной тому Аксаут - бурная, многоводная, горная река, протекающая по северному склону Главного хребта Большого Кавказа. После третьей попытки преодолеть ее, мы отступили. Что происходило в эти выходные в Аксаутском ущелье, смотрите под катом.

1. Наши приключения начались еще раньше, во время осмотра бассейна суточного регулирования Зеленчукской ГЭС-ГАЭС. Поскользнувшись, Виталик Рагулин подвернул ногу и нам пришлось выехать на пару часов позже запланированного. Рентген показал, что ничего страшного нет и через пару дней все будет нормально. Пообедав мы двинулись в путь.

2. Дорога в Аксаутское ущелье занимает почти 5 часов по бездорожью. Выдержать это испытание подсилу только УАЗам и Нивам. Мы ехали на УАЗе. За рулем мастер езды по горным дорогам Мурад. Он успевал притормаживать перед каждой кочкой. Спасибо ему за бережную доставку наших тел!

3. Делая небольшие остановки во время пути, по кавказской традиции, нужно налить. Не важно, что - лимонад или водку, но обязательно налить. Кстати, лимонад Черкесского завода, который мы пили, очень напоминает советский, вкус которго знаком с моего детства.

4. Вечереет, над рекой поднимается легкий туман, до места осталось больше половины пути.

5. Вот так выглядит этот многокилометровый путь.

6. Расширенные участки долин Маруха и Аксаута заняты животноводческими фермами и небольшими поселениями. В одном из них мы попытались втащить в горку минибасик Hyundai, который не мог это сделать самостоятельно, но, увы, нам это тоже не удалось. Наш УАЗ также буксовал на мокрой траве.

7. Последний участок пути мы преодолевали уже в полной темноте. В базовом лагере нас ждали новые знакомства с командами "РусГидро" из Карачаево-Черкесского Филиала и Каскада Кубанских ГЭС, накрытый стол и кавказские тосты. Долго не сидели, так как на следующий день был запланирован подъем в 4 часа утра.

8. Первые лучи солнца застали нас у реки Аксаут, где мы ждали лесовоз, чтобы на нем преодолеть горную реку.

9. Этот район - наиболее высокогорная область Западного Кавказа, простирающаяся до Эльбруса, начинается участком Главного хребта, к которому примыкают ущелья Маруха, Аксаута и Чхалты.

10. Маленькая горная речка в ущелье оказалась непреодолимой для нас. Мы встали на специально уложенные на раму приехавшего КАМАЗа, доски, и, держась за тросы, медленно стали форсировать реку.

11. Не тут то было. КАМАЗ упирается колесом в камень, и встает посреди реки. Водитель выключает двигатель, чтобы не засосать воды. Вода и у наших ног. В кабине, куда посадили дам, тоже полно воды и им приходиться сидеть на корточках на сиденьях. Теперь нас надо спасать. Опасности для нашей жизни не было, но все равно не очень приятно стоять посредине реки в моментально промокшей обуви.

12. Те, кто стоял на наиболее низких местах рамы, перебрались на крышу. Но одному из нас пришлось раздеться, залезть в ледяную воду и бежать за помощью.

13. Прибывший через час трактор начал "спасательную операцию". Попытки протащить КАМАЗ вперед не увенчались успехом и тогда гусеничный монстр Харьковского завода Т-75, влегкую преодолев реку, зацепил нас сзади.

14. Было несколько попыток сдвинуть КАМАЗ в разных направлениях и вот, спустя некоторое время, мы были "спасены".

15. Через какое-то время окончательно был спасен и КАМАЗ. Я думал, что он уже никогда никуда не поедет, но к моему удивлению его просушили, заменили масло, воздушный фильтр и после обеда он завелся и поехал. Ура КАМАЗу, его водителю и трактористу Т-75!!! Спасибо! Нашу экстремальную переправу в деталях можно посмотреть .

Чтобы никто не говорил, что "Не зная броду, не суйся в воду" скажу, лесовозы постоянно пересекают реку в этом месте. Камень, который оказался на пути, вероятнее всего, принесли сюда ночью волны бурной реки. Кстати, я никогда бы не подумал, что сила воды может сдвинуть КАМАЗ, но пока мы стояли в реке машина была передвинута волнами почти на метр, пока окончательно не увязла в каменистом дне.

16. Вторая попытка преодолеть реку Аксаут была предпринята на надувной лодке, но и она провалилась. Лодка оторвалась от натянутого троса, перевернулась и поплыла по течению. Через несколько метров ее вынесло на каменный остров и её "спас" все тот же Т-75:).

17. УАЗ, на котором мы приехали в ущелье. За лесом посредине снимка начинается подъём к перевалу Халега (3027 м) вдоль одноименного притока Аксаута. Но река явно нас туда не пускает.

18. Третья попытка преодолеть реку была по настилу, расположенному в 2 км от лагеря, но и он оказался под водой. После трех неудач мы решили не рисковать и пошли в лагерь сушиться и завтракать.

19. Поспав пару часиков мы с Иваном пошли смотреть местные достопримечательности.

20. Чистейший горный ручей, впадающий в Аксаут.

21. Неожиданно вышло солнце. Получилось так, что я снял этот пейзаж в дождь, облачную погоду и под ярким солнцем.

22. Красота!

23. Споттинг по бабочкам:).

24. Вход в Марухское ущелье, недоступное для нас из-за реки.

25. Еще одна красота. Величественно!

26. Последний поселок на Аксауте - Рудничий - сейчас практически заброшен. Здесь распологается пограничная застава, ведь до границы с Абхазией меньше километра.

27. Похоже на баньку.

28. Разрушенное подземное хранилище.

29. Еще немного красоты:) и в лагерь.

30. На обед были приглашены и наши спасители. Они в черном в центре снимка.

31. Доктор перевязывает Больного :).

32. И так бывает:). Шучу, прикалываемся на прогулке.

33. Дождь и солнце. На снимке не видно, но идет сильный дождь.

34. Хасаутский ледник с которого берет начало река Аксаут.

35. Одна их вершин Главного Кавказского хребта. В этот день спать легли рано, так как мы были уставшие, но сквозь сон слушали песни:) в исполнении кавказских исполнителей, раздававшиеся из Нивы одного из присутствовавших. Больше всего запонилась "Черные глаза" :).

36. А с утра было солнце.

37. Но нам пора сворачиваться и ехать в аэропорт. Дорога заняла почти целый день.

38. Место стоянки должно остаться таким же, как было до нас.

39. Наш УАЗик готов.

40. По дороге мы делали несколько остановок,

41. Ну почему когда надо уезжать, всегда прекрасная погода?

42. Памятник депортированным в 1943 году на месте аула "Красный-Карачай". Из 1696 человек депортированных погибло 1005. Слишком большие потери:(.

43. Никогда раньше не видел свободно пасущихся лошадей.

Вот и закончилась наша поездка. Через несколько часов мы сядем в самолет и поздним вечером будем в Москве. В следующих репортажах я вам покажу очень интересные и непривычные ГЭС, расположенные на горных реках. До недавнего времени я даже не предполагал, что вода для турбины ГЭС может несколько километров проходить по огромным трубам, дюкерам, но об этом в следующий раз.

В заключении хочется сказать СПАСИБО всем организаторам этой поездки,

В долине Аксаута находится небольшой поселок животноводов Красный Карачай и наполовину брошенный пос. Аксаут, основанный геологами (местные жители больше знают его под названием Рудничный), летом действуют молочные фермы. В ущелье бывает много туристов. По рекам Кичи-Теберда и Уллу-Марка, правым притокам Аксаута, можно пройти к перевалам в Теберду и Домбай. Имеются тропы в висячие долины левого склона, где стоят пастухи. Оттуда есть несложные, хотя и высокие, перевалы в долину Маруха.

Аксаут берет начало от крупных ледников ГКХ на участке, где средняя высота превышает 3500 м. Глетчеры, в том числе один из самых длинных на Зап. Кавказе л. Джалау-Чат, вполне доступны и могут посещаться начинающими туристами при наличии опытного руководителя. Восхождения на снежно-ледовые перевалы и вершины ГКХ привлекательны для спортивных групп.

Река вырывается из гор около ст. Кардоникская, через которую проходит шоссе из Черкесска в Зеленчукскую. Поворот на дорогу вверх по Аксауту находится недалеко от автостанции Кардоникская. По этой дороге несколько раз в день ходит автобус от ст. Зеленчукская в с. Хасаут-Греческий (менее 20 км). Дальше надо добираться на попутных машинах около 25 км до поселка пастухов Красный Карачай, который служит исходным пунктом для маршрутов по Аксауту. Напротив с. Хасаут-Греческий виден портал тоннеля, строительство которого началось в советские годы. Он предназначался для переброски воды из Зеленчука в Кубань. К селу подступают отроги Передового хребта.

Аксаут вытекает на просторные галечники из лесистой теснины. Дорога в пос. Красный Карачай проложена по дну глубокого ущелья и прижата к реке крутыми склонами, покрытыми густым лиственным лесом. Изредка долина чуть расширяется, давая место полянам, где лесники установили скамейки для отдыха. В нескольких километрах от с. Хасаут-Греческий, у «Мокрой поляны», через мост на левую сторону ответвляется дорога к пастбищам Есен. Постепенно лес редеет, становясь смешанным (есть и искусственные сосновые насаждения), и наверху можно разглядеть луга, монотонные полосы осыпей, гребни скал. На 9 км в урочище Кышкыт лагерь отдыха.

Долины, пересекающие Передовой хребет, - свидетельство того, что его вздымание началось не раньше, чем поднятие Главной цепи. Темп же, с которым поток, зародившийся на главном водоразделе, вгрызается в подстилающие породы, увеличивается с общим подъемом системы (поскольку растет уклон) и оказывается быстрее средней эрозии массивов Передового хребта. В результате вырабатываются глубокие (а в морфологически молодых придонных частях - крутостенные) ущелья, каньоны в твердых породах. Продольный профиль долины со временем также меняется: крутые, интенсивно врезающиеся перепады медленно отодвигаются вверх. Силы реки всегда хватало на то, чтобы пропиливание щели шло быстрее поднятия гряды, так что запруды не образовывались.

Даже в сухую погоду в Аксауте мутная вода. Во время дождей река размывает берега, острова, несет деревья, пласты дерна. Слышен грохот передвигаемых камней. Материал на этот транспортер, распределяющий отложения, поставляют конусы выноса многочисленных притоков. Несколько раз дорога с короткими подъемами и спусками ненадолго удаляется от реки. Последние километры перед Красным Карачаем она идет открытой долиной, посреди которой раскиданы фермы, сараи, навесы. Поселок расположен на высоте 1500 м у впадения в Аксаут р. Уллу-Марка. Работает сыроварня, в окрестностях разбросаны фермы, которые ежедневно объезжает молоковоз. Почты нет, ближайшая находится в с. Хасаут-Греческий.

М4. Поселок Красный Карачай - пос. Аксаут - л. Аксаут (29 км, дорога, тропа).

Из пос. Красный Карачай вверх по левому берегу Аксаута идет дорога до бывшего поселка геологов. За селением расположен лагерь школьников. Широкая пойма реки занята лугами, рощами, стороны ущелья покрыты лесами. Вдоль дороги тянется цепочка молочных ферм. В долине прохладно, она продувается ветрами с ледников.

Километрах в восьми от пос. Красный Карачай с просторной, малиновой от цветущего чертополоха поляны с группами сосен и берез впервые виден иззубренный скальный гребень г. Кара-Кая (3893 м). От фермы за поляной начинается подъем (через гарь) к пер. Кызыл-Ауш в долину Маруха. Мы же вскоре проходим каменные ворота между низкими стенками с амбразурами. На литой плите надпись: Мемориальный комплекс Оборонная тропа

Это первый из памятников, установленных в середине 80-х гг. на пути через Марухский перевал, где шли тяжелые бои в 1942 г.

В 0,5 км от памятника последняя ферма. На склоне над нею в полосе кустарника виден след мощной лавины. В то время, когда дорога в Рудничный действовала круглогодично, лавины, угрожающие ей, сбивали из пушек.

Переходим через р. Хадюка, вытекающую из лесистого ущелья, вдоль которого есть тропа к перевалу того же названия на Марух. С поляны у мостика открылся замыкающий Аксаутскую долину скалистый массив Аксаута (3910 м) с ледниками, а слева от него - темная пирамида Мал. Аксаута.

В 12 км от селения дорога переходит по мосту на правый берег Аксаута и поднимается к неровной поляне, окаймленной березами, осинами, раскидистыми буками. У реки редкие сосны. Отсюда видны вершины Аксаут и Кара-Кая. Далее идем в смешанном лесу, где много земляники и грибов.

Через 8-9 км от моста дорога приводит к поселку, расположенному среди сосен на высоте примерно 1900 м и в 0,5 км от впадения в Аксаут р. Кичи-Теберда. В массиве г. Кичи-Теберда, возвышающейся над входом в эту долину, около 30 лет велись разработки вольфрамовой руды. Сейчас несколько домиков Рудничного занимают пограничники и спасатели.

По р. Кичи-Теберда лежит путь к пер. Хутый в Теберду и к перевалам 73-х и Кичи-Теберда в Домбай. Чуть выше поселка к Аксауту спускается тропа с пер. С. Кара-Кая из ущелья Маруха.

За поселком дорога раздваивается. Одна сворачивает в долину Кичи-Теберды, откуда взбирается к штольням на склоне одноименной горы. Другая, менее укрепленная изначально и сейчас быстро разрушающаяся, переходит через р. Кичи-Теберда, выше по которой, в лесу, гремит водопад, и продолжается на каменистой пойме в направлении видимого впереди лесистого мыса правого склона.

У русла заметны каменные гряды, наваленные бульдозерами, чтобы не пустить рукава реки к постройкам и дороге. На защищенной части поймы укрепились сосенки. Однако гибнет левобережный лес, который стали чаще заливать паводки, несущие камни. В знойный июльский день воздух над горячим галечником настоян гвоздиками. Но близки снега Главного хребта. Впереди, в зеленом створе, выросло нагромождение обледенелых скал Аксаута, левее высится темный наконечник Мал. Аксаута и рябая заснеженная стена г. Джалау-Чат (3884 м). Уже виден Аксаутский ледник.

На мысу могучий пихтарник. В тени старых, увешанных лишайниками деревьев всегда влажно, на камнях темнеют лужицы. В лесу проделана дорога к штольне, отвал которой был виден в 100 м над поймой. Стволы и корни пихт возле дороги повреждены. Между тем, всякие раны, даже из-за обламывания сучьев, вызывают у кавказской пихты как породы несмолопродуктивной поражение гнилью. Лес с большой долей травмированных деревьев обречен.

За мысом р. Аксаут принимает бурный поток Джалау-Чат. Чуть ниже слияния через реку переброшено толстое бревно. На поросшем соснами бугре левого берега следы старых ночлегов. В нескольких сотнях метров выше по р. Джалау-Чат, там, где она вырывается из каньона, висит мостик с перилами. Перед этим мостиком уходит вверх, в пихтарник, тропа к пер. Алибек.

До Аксаутского ледника остается около 4 км (2-3 ч хода). Тропы есть по обоим берегам Аксаута, в конце лета надежнее правобережная, потому что может не оказаться снежного моста через поток, впадающий в Аксаут слева перед самым Аксаутским ледником.

За переправой через Джалау-Чат лес мельчает - сказывается близость к леднику. Чуть выше Аксаут сжимает теснина, и берег становится труднопроходимым из-за зарослей березняка. Их лучше преодолевать дальше от реки. У выхода из кустарника лесниками установлен столб - это южная граница леса в ущелье Аксаута. До ледника еще около 2 км по камням вдоль реки.

На юге хорошо просматривается его ледопад, скрывающий за собой гребень пер. Аксаут. Язык ледника усыпан камнями, но самый конец (около 2200 м) чист - гладкий ледяной откос. Время от времени камни соскальзывают с откоса - так откладывается конечная морена. На зарастающей ивняком плоской правой морене можно стать на бивак.

Перед языком Аксаутского ледника в Аксаут с запада из тесного ущелья между массивами Кара-Кая (справа для наблюдателя) и Братцы впадает поток, текущий с л. Зап. Аксаут, до которого около 2 км. Ранее этот ледник соединялся с Аксаутским, о чем свидетельствует высокий вал боковой морены, оставленный на левом берегу потока. К Зап. Аксаутскому леднику пробираемся правым берегом. Через 1,5 ч ощутимого подъема выходим к крутому языку (2400 м). Взобравшись на ледник, идем по нему около часа до поворота на юг, за которым открывается широкий снежный пер. Зап. Аксаут (он ведет на р. Карач - левый приток Ю. Маруха).

Кругом безжизненные скалы вершин Кара-Кая, Братцы, Марух-Баши. Шум реки сюда не долетает, тишину нарушает только грохот ледовых обвалов с Марух-Кая. Чтобы увидеть, как горы пробуждаются от ледяного оцепенения, стоит провести тут ночь. Площадки есть на левой морене под л. Ю. Каракайский, спадающим с седловины между Кара-Кая и Марух-Баши.

М5. Долина р. Аксаут - л. Джалау-Чат (тропа, 1 день).

Река Джалау-Чат берет начало с одного из крупнейших глетчеров Зап. Кавказа, к которому можно подняться, воспользовавшись проложенной в обход каньона тропой, ведущей к пер. Алибек.

Попасть на тропу можно, свернув в лес с последнего колена дороги от мыса к штольне (М4), у газгольдера. Зарастающая тропа поднимается над каньоном в пихтарнике, затем в смешанном лесу. Лишь набрав несколько сотен метров высоты и выйдя в зону криволесья, она на короткое время приближается к краю теснины. Просматриваются начало каньона, стенки которого сглажены в «бараньи лбы», и снежные поля ледника. Тропа продолжает подъем через буковник, кусты березы, рябины, рододендрона. Местами она очень крута - грязный желоб прямо вверх. Это особенность туристских троп, пастушеские легче, с зигзагами.

Наконец выбираемся на луговое плечо над обрывом, где можно передохнуть. Налево ответвляется тропа, траверсирующая у границы кустарника склон г. Кичи-Теберда и ведущая к штольням рудника. Можно было бы от пос. Аксаут подняться к штольням по дороге и выйти к каньону по этой тропе (так чаще теперь и делают). Теперь хорошо видны язык ледника (кажется, что мы уже почти на одном уровне с ним) и изорванный трещинами верхний цирк, над которым выросла заснеженная вершина Джалау-Чат. Осталось немного до места, откуда можно сворачивать к леднику.

Тропа взбирается на пологую луговину с ручьем и загоном (пасут овец) в лощине между протяженным травянистым склоном г. Кичи-Теберда и коротким скально-осыпным отрогом г. Сулахат (3409 м), которая теперь видна на востоке. К северу от этой вершины, впереди по лощине, просматривается снежная седловина пер. Сулахат, ведущего в долину р. Алибек, в Домбай. Еще севернее находится другой перевал в Домбай - Алибекский, скрытый сейчас склоном г. Кичи-Теберда. Его седловину с характерной скалой-«рогом» можно рассмотреть, приподнявшись на упомянутый отрог г. Сулахат. Перевал Алибек весьма популярен, и в лощине, куда мы поднялись (2400 м), нередко останавливаются на отдых или ночлег. Это место называют «Зеленой гостиницей».

До л. Джалау-Чат (теперь мы на его уровне) остается 1,5-2 км. Чтобы попасть туда, надо обогнуть отрог г. Сулахат. Простой, с небольшим понижением путь по старым, заросшим травой и мелким кустарником «бараньим лбам» приводит на ровное песчаное поле перед языком ледника (2310 м). Если идти выше, с пересечением неустойчивых осыпей (несколько сот метров), попадаешь сразу на глетчер. В нижнем течении поверхность его ровная, и легко продвинуться до середины ледникового цирка.

С каждым шагом шире разворачивается панорама окружающих вершин. Над поясом «бараньих лбов» и висячими ледниками левого склона (для наблюдателя справа) встают отвесные стены массива Аксаута. На юге за ледопадом вырастает снежно-скальный горб г. Джалау-Чат. Отмеченное редкими жандармами-«зубьями» понижение в снежном гребне рядом с ним - пер. Туманный.

Изломанный гребень контрфорса, придерживающего ледопад у правого борта, ведет к вершине Сунахет. К северу от этого пика над полосой «бараньих лбов» залегает пологий ледник того же названия (перед ним есть бивачные площадки). По леднику несложно подняться на пер. Джалау-Чат (в Домбай). Напротив, в северном гребне Аксаута, видна седловина пер. Нижн. Аксаут (3000 м, 1А), ведущего к л. Аксаут, и снежно-осыпной кулуар под ним. На одной из срединных морен или на упомянутых площадках поверх «лбов» (перед л. Сунахет) можно устроиться на ночлег. Возвращение по пути подъема.

Май 2013 г.

Как-то раз, когда зима уже почти кончилась, а весна еще и не думала начинаться, мы с мужем посмотрели на улицу и поняли, что так дальше дело не пойдет. Третий год без белой воды - это невыносимо. Тем более, что и девочка уже вполне подросла, полтора года уже. Прошлым летом мы много ходили на байдарках, так что походный быт ей не в новинку, а периодическое отсутствие родителей вполне компенсируют бабушка с дедушкой. Остался последний, самый важный вопрос - найдутся ли еще такие же любители белой воды, которые возьмут с собой детей на Кавказ.

Опросили родственников и знакомых, написали объявления на туристские форумы, звонили и стучали, куда только могли придумать. Довольно долго наша затея балансировала на грани невозможности. То у кого-то с отпуском проблемы, то дети болеют, то хочется, но пока никак. Но, в конце концов, всё сложилось. В поход отправились: семейство Масловых (Женя(35), Ира(32), Соня(11) и Ксюша(7)), Натали (34), семейство Ющенко (Аня(28), Шурик(31) и Алиса(1,5)), а также бабушка Оля с дедушкой Борей.


Почему именно Кавказ? Тут всё просто: во-первых, это Россия, во-вторых, регион достаточно плотно заселён, так, что с машиной, дорогами, травмпунктами и связью проблем нет, а в-третьих, в начале мая здесь уже настоящее лето. Цветут примулы и нарциссы, днем +23, солнышко светит, а вот комаров, напротив, почти нет. И при всём при этом - короткие, но интересные бурные реки, позволяющие стоять базовым лагерем и делать ежедневные выходы на воду.

Первый базовый лагерь был запланирован на реке Теберда, между деревнями Новая Теберда и Верхняя Теберда. Первыми, около полудня второго мая, на место прибыли Женя с семьей. Нашли прекрасную полянку, поставили на ней палатку, костерок разожгли, и стали ждать. На третий час ожидания ребята порадовались, что все продукты и каны ехали у них в машине. Когда ближе к семи вечера до лагеря добралась группа с самолета (Аня (то есть я), Шурик, Алиса и Натали), наличию продуктов порадовались уже мы, так как нас ждал готовый ужин и приятная компания.




Для полного комплекта осталось дождаться только дедушки с бабушкой и собакой на кунге. Без них нам было бы тяжко, потому что вместе с ними ехал катамаран, сплавное снаряжение и Наташина палатка. Полторы тысячи километров от Москвы до Теберды дались им нелегко. В пути их тормозили пробки, строящиеся мосты, незапланированные объезды и прочие техногенные препятствия, так что до места они добрались уже после полуночи, когда все уже спали по палаткам. Прошуршал под колесами гравий, свет фар прорезал ночь как прожектором, заглох мотор, и пару раз хлопнула, закрываясь, дверь. "Все на месте" - подумала я. - "Можно засыпать". И заснула.


К обеду всё было готово. Мужчины закрепили катамараны на крыше заранее нанятой Газели и покидали внутрь спасики и каски. Вместе с группой поддержки мы отправились вверх по реке. В лагере нас оставались ждать маленькая Алиса с бабушкой и дедушкой. Они обещали приготовить отважным сплавщикам обед и проследить за вещами. На реку вышли двумя экипажами: мы с Шуриком на Гоше-2 и Женя с Ирой на Белрафте-2тт, нежно именуемым "Умочка". Первоначально хотели осмотреть крупный исток Теберды - реку Гоначхир на предмет сплава по нему, но при разведке обнаружили несколько деревьев, перегораживающих русло, поэтому стартовали практически со стрелки. По Гоначхиру у нас было всего две сотни метров, но и они были весьма приятны. Хороший уклон, множество камней в русле, отличный слалом. Каякерам - так и вовсе красота. Единственный минус в том, что Гоначхир протекает по территории Тебердинского заповедника, и для сплава нужно разрешение начальства. Нашу группу тоже пытались остановить, но мы уплыли просто так, клятвенно пообещав, что если опять будем оттуда стартовать - принесем разрешение.


Сплав ниже стрелки Гоначхира с Аманаузом не представляет интереса, так как река разбивается на множество мелких проток. Однако, при умелом выборе маршрута, можно избежать протаскивания катов по камням. Разбои продолжаются до пос. Теберда, перед которым река собирается в одно русло. Дальше течение становится быстрее, попадаются небольшие бочки, сбойки струй. При желании их всех можно обойти, но какой тогда смысл идти на белую воду?

К семи часам вечера катамараны дошли до пос. Верхняя Теберда, где и было решено закончить сплав. Начинались сумерки, а до лагеря оставалось еще не меньше получаса. Мы вызвали по телефону машину и поспели домой как раз к ужину. Нас встречали довольные дети. Они полдня кидали в реку камушки и исследовали мелкую водную живность. Женя посмотрел на воду, оценил старания подрастающего поколения и посетовал, что так река скоро обмелеет.


Речка вызвала много положительных эмоций, идётся легко, криминальных мест нет, так что на следующий день решили прогулять старшенькую. Прокатили участок от того моста, у которого закончили вчера, до лагеря сначала сами, а потом - с Сонькой. Нашли девочке спасик, каску, привязали упоры. Даже весло выдали. И направились обратно, к мосту. Смена экипажей: сегодня на Гоше - я и Натали, на Умочке - Женя, Ира и Соня. Сорок минут сплава - и мы снова в лагере. Впечатлений у девочки - море. Обедали в предвкушении Гай-порога, определяющего препятствия на этой реке. После традиционной сиесты, игр с собакой и прочих безобразий - снова в упоры. Соню оставили на берегу, но попросили встретить нас в Карачаевске, у Гай-порога с машиной.

После Нижней Теберды опять начались разбои, которые продолжались аж до аула Джингирик. Река снова собирается в одно русло всего за 700 метров до Гай-порога, тут надо быть осторожными. У порога зачалились и вылезли посмотреть. Наши фотооператоры, Шурик и Соня, а также бессменный водитель Рома уже давно были там. Они успели насмотреться и на параллельные группы, и на стада овечек и коров, которые абсолютно самостоятельно пересекали реку по подвесному мосту в обоих направлениях.


Порог был хорош: несложен и довольно зрелищен. Пена, бочки, несколько неожиданных зубьев и чистый выход в самом конце, позволяющий легко организовать страховку. Женя с Ирой прошли чисто, по заранее намеченной траектории, а мы с Натали проходили дважды, но оба раза с телемарком в предпоследней бочке.


Время близилось к вечеру, пора было возвращаться на базу и понимать наши планы на следующий день. Теберду мы обкатали, больше на ней не было ничего интересного, и жажда приключений толкала нас дальше - в плане был еще Аксаут с его каньонами. В промежутке можно было заехать на местные водопады, посмотреть на древние христианские храмы времён аланской империи, или доехать до Специальной Астрофизической Обсерватории, что в Нижнем Архызе. Крутили и так, и эдак, но всё же решили заехать на Домбай, один из старейших горнолыжных и альпинистских базовых лагерей России.

Домбай нас встретил солнышком и теплом. Неужели всего полторы тысячи метров вверх - и снег? Внизу в это не верилось совершенно. Поставили машины на каком-то склоне, купили билеты на подъемники, подхватили детей на руки и смело зашли в "яйцо" - кабинку первой очереди. Небольшой разгон - и внизу поплыли каменистые склоны горы Муса.


На первой станции очень в тему продаются шерстяные вязаные вещи, но мы - опытные люди и утеплились заранее. И теперь прямо на подъемнике натягиваем шапки и варежки. Всего мы поднялись на высоту 3200м.


Сверху открывается красочный панорамный вид на Большой Кавказский хребет. Видно, как из-под снежных шапок берут начало ручьи, на нижних уровнях трасс тает снег, и среди тёмных склонов то и дело попадаются нерастаявшие следы лыжников. На верхней станции инструкторА с характерным "очковым" загаром предлагают всего за пару часов научить ребенка поворачивать на лыжах, а водители снегоходов лихо гоняют по леднику вместе с пассажирами.



Хорошо здесь! Только кушать нечего, надо спускаться.

Внизу нас ждал традиционный сувенирный рынок и ряд кафешек вдоль главной улицы. В одной из них мы и засели. Окрошка, хычины, картошка фри, бефстроганов и горячая вода из-под крана - вот оно, дыхание цивилизации. Только выйдя из кафе и подходя к машинам, мы осознали, что всё это время наши колёсные друзья были припаркованы на учебном склоне. Вон там, у леса, видны опоры детского подъемника-бугеля, а напротив - кафе с характерным названием "У лягушатника". Улыбнулись и двинули дальше.

Первоначально мы хотели по дороге на Аксаут заехать взять какой-нибудь геокешинговый клад, но, в связи с недостатком времени, решили отложить это мероприятие на обратную дорогу.


Вдоль Аксаута идёт грунтовка весьма относительного качества. И если внизу по ней еще можно ехать довольно быстро, после Хасаут-Греческого скорость пришлось снизить до 10 км/ч, дорога довольно тяжелая. Только в полвосьмого вечера мы встали на стоянку между каньонами Осыпной и Красный. В долину быстро спускались сумерки, так что ужин готовили уже по темноте.


Утром шестого июля Шурик, Натали, Женя и Ира взяли каты и поехали вверх по течению. Хотелось пройти участок от Красного Карачая до лагеря. Времени на это было предостаточно, возможностей тоже, так что ничто не мешало первому прогону по реке.

Дети остались в лагере собирать мяту, рисовать и читать книжки. Алиса с утра чувствовала себя неважно, заболел животик, поэтому она жалась к маме и дремала вполглаза на руках. Всё было под контролем. К обеду должны были, во-первых, вернуться сплавщики, а во-вторых, прибыть на кунге дедушка с бабушкой, ездившие на экскурсию в САО.

Я держала наготове рацию, и слушала эфир. Сотовой связи на Аксауте нет, лагерь разбит за бровкой, так что без рации кунг вполне мог проехать мимо, не заметив.

Около двух часов стали слышны первые позывные, и вскоре подъехала долгожданная машина. Тут как раз и катамараны вернулись.

До заката мы успели еще раз покататься, я заменила на Белрафте Иру, и мы прошли двумя катами нижний сплавной участок, от к. Красный до пор. Сюрприз. Участок показался нам довольно простым, ниже к. Два Моста можно даже катать детей.

Чуть ниже Сюрприза нас поджидал водитель на Газели. По такой дороге скорость катамарана и скорость машины почти равны, так что часть дороги он ехал параллельно нам, присматривая место для выброски. На обратной дороге заехали на турбазу Кишкет и забронировали там баню на следующий вечер, хотелось помыться и детей помыть.

В итоге, за один день Аксаут был практически изучен. Оставалось ещё съездить в верховья и проверить, есть ли вода в верхних каньонах. Вообще, наивысшая точка, куда возможно доехать - это поселок Рудничный: несколько домов и погранзастава. Там дорога совсем заканчивается, а река превращается в ручей, негабаритный даже для каяков. Но надежды на то, что там будет вода, почти не было. Решили разбираться по ходу дела. Утром седьмого мая сплавная группа села в машину и двинулась вверх. Выше Красного Карачая дорога стала еще хуже, изредка попадались фермы, сенокосные луга и вольно пасущиеся кони.


Газель неторопливо взбиралась в горы.

Встречали мы и лагеря других групп. Где каякерских, а где и катамаранных. Деревья всё теснее сжимали дорогу в объятьях, луга постепенно исчезали, зато стали появляться замшелые валуны в человеческий рост и те маленькие нежные цветы, что растут только там, где редко встретишь людей.


Мы приближались к участку верхних каньонов.

У к. Горбатый все вылезли на разведку, а заодно и размять ноги. Река нас не обрадовала: воды было немного, кат часто цеплял бы дно даже при правильном управлении, а посередине русла лежало большое бревно. Жаль, конечно, но что поделаешь, год на год не приходится.

Газель развернулась, и мы начали спуск обратно, ниже участка разбоев, в сторону Красного Карачая.

Не доезжая двух километров до посёлка, спустили на воду каты. Здесь был еще не исследованный каньон Слалом и одноименный порог.


Право-лево, лево-право, "куда ж ты гребешь-то?". Два раза налетали на камень, один раз только правильный крен и спокойствие спасли нас от киля. Да, Аксаут серьезнее Теберды, и намного. Зато и красивее, и интереснее. Порог Корнет добавил нам вмятину на раму, а в Мустанге мы с Шуриком нашли прекрасный камушек. Ни на что не променяю белую воду. Тут можно почувствовать слаженность работы экипажа, ощутить плечо товарища по команде. И точно знать, что при любых обстоятельствах они окажут помощь.


Когда ближе к пяти мы причалили у знакомой полянки, за нас уже начали волноваться. Но что тут поделаешь - как река несёт, так и идём. Все были уставшие, но довольные, а горячий обед и ожидание скорой бани окончательно окрасили мир в розовые тона.

На турбазе Кишкет про нас, похоже, забыли. Пришлось ждать, пока освободится парилка, чтобы посидеть, попариться, выпить чаю и, наскоро ополоснувшись под холодным душем, возвращаться в лагерь.

Утром стало ясно, что состояние Алисы не улучшилось, да и Ксюха слегла с теми же симптомами. Надо решать, то ли сворачивать лагерь и везти детей в больницу, то ли не трогать еще пару дней и наблюдать за динамикой. Всё же хуже девочке тоже не стало.

В любом случае, сплав окончен. Шурик и Женя начали разбирать катамараны, а мы с дедушкой Борей поехали в сторону цивилизации, попробовать прозвониться знакомым врачам, посоветоваться.

Когда три независимых специалиста выдали один и тот же рецепт: не допускать обезвоживания, не кормить насильно и давать регидрон, наши дальнейшие планы стали обретать форму. Купить лекарств, поить детей водой, никуда не ехать минимум до завтра. Так и поступили.

Следующим утром, девятого мая, девочкам наконец-то получшало, и вся команда, за исключением нас с Алисой, оставшихся охранять лагерь, направилась на экскурсию к водопаду закапывать клад. Выбираясь куда-нибудь путешествовать, мы стараемся взять с собой всякой мелочёвки для кладов-тайников игры Геокешинг. Обычно мы находим чужие тайники, а на этот раз решили закопать свой.

После позднего завтрака мы неспешно загрузились в машину и доехали до ориентира начала тропы - пешеходного моста через Аксаут.

Перейдя мост, повернули направо, и пошли вверх по тропе, окруженной папоротниками в человеческий (ну, Ксюшин) рост.

Тропа к водопаду идет вверх по ручью, постоянно перемещаясь с одного берега на другой. Сделано это больше для того, чтоб люди не заскучали в пути, чем по необходимости. Тем не менее, команда мужественно перебирались по камушкам с берега на берег. Виста перебралась раз в 20 больше, чем они, да и вообще, судя по количеству пробежек, нашла в округе еще парочку неизвестных водопадов.



Тропа несложная, по крайней мере, в сухую погоду, и, вместо обещанного часа, ребята дошли минут за 40. Зайдя за очередной поворот, они с удивлением обнаружили водопад. Высокий, достаточно мощный, подсвеченный солнцем, в общем, фотографируйся - не хочу.


Некоторые захотели - и занялись фотографированием на фоне водопада. Кто-то полез повыше по осыпи сбоку от водопада, чтобы найти место для клада. Самые незадолбавшиеся (Женя и Саша) залезли выше всех, нашли место и заложили клад геокешинга.

Когда спустились - перекусили, попутно обсудив народную забаву "кидание Висты в водопад" - Висту кинули туда два раза, якобы для охлаждения. Удивительно, что Виста не свалила от кинувшего ее хозяина, а радостно скакала рядом.

Саша и Женя, судя по всему, так и не задолбались окончательно, поэтому решили строить запруду, чтобы поднять уровень воды в "ванне" под водопадом. Через пятнадцать минут переноски камней запруда так и не была готова, однако череда камней сильно увеличилась, а ребята наконец-таки задолбались!

После чего все собрались и пошли по тропе обратно. Вниз идти проще, так что спустились быстро и без происшествий. Словом, водопад (да и тропинка к нему) стоят посещения!


А вечером, по закатному солнышку, Масловы в полном составе, Шурик, Натали и я рванули разведывать, куда уходит каменная лестница, которая начинается прямо от дороги в паре сотен метров от лагеря. Если бы ребенок всё еще не был вялым, и её бы захватили, подъем несложен и доступен практически любому. Весь вопрос в количестве остановок по пути.

На вершине горы нас ждал христианский крест, шаманские верёвочки, колышущиеся на ветру, цветы и свечи. Вообще такая мешанина разных религий характерна для этих мест. Люди тут как бы и христиане, и мусульмане, ну и в духов верят заодно. Под крестом - иконка, видно, что место известное, намоленное, что его часто посещают и держат в порядке. Можно наблюдать панораму долины, свесив ноги в пропасть. Полшага - и всё. Здесь остро ощущается грань. Тем более, что икона и крест посвящены тем, кто ушел раньше срока.

Спускаемся уже в сумерках, от подножия лестницы до лагеря около десяти минут пешком.


Утром мы неспешно собрались, раскидали рюкзаки по машинам, пожелали друг другу счастливого пути и разъехались в разные стороны. Кунг отправился в Москву, увозя с собой бабушек/дедушек, а также наши палатки, спальники, катамаран и гидрокостюмы, Кашкай с семейством Масловых двинул на Воронеж, ну а остальные на Газели направились в Минводы с заездом в Шоанинский храм.

Представьте, стоит на горе каменный храм вот уже тысячу лет. И, судя по состоянию кладки, еще столько же простоит. Стены и крышу здания не подновляли, они такие же, какими их создали неведомые строители в Х веке, то ли аланы, то ли хазары. В храме всё ещё проводятся службы. Это примерно как если бы в Колизей согнали диких львов и устроили гладиаторские бои. И вся эта древность не пугает и не подавляет тебя, а успокаивает. "Всё пройдет" - как бы говорит она.

У храма мы наскоро осмотрели внутреннее убранство, Натали с Шуриком слазили по крутому склону на вершинку горы за геокешинговым кладом, отметились в блокноте, и шустро двинули к машине. На то, чтобы попасть к самолету вовремя, времени было впритык.

Не подвела нас машинка, не подвели и дороги, к концу регистрации всё-таки успели. До свиданья, Кавказ, спасибо за то, что подарил нам кусочек лета.

Анна Сатовская