Швеция

Невидимый град китеж. А. Асов. Китеж-град на озере Светлояр: легенды и быль… - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Легенда о городе китеже

С озером Светлояр связано несколько легенд о затонувшем городе - Китеж-граде. Между ними много общего, но разделяет пропасть времён. Рассмотрим самые известные предания, при помощи современных знаний и логических рассуждений представим события, повлекшие их образование, а также, их дальнейшую трансформацию вплоть до наших дней.

Озеро Светлояр находится в 130 км от областного центра Нижний Новгород около села Владимирское Воскресенского района. Возраст - 10 000 лет. Происхождение не известно. Размер озера: 500 на 300 метров. Глубина более 30 метров. Многочисленные наземные и подводные экспедиции не подтвердили существования Китеж-града и любых других прибрежных поселений. Есть только легенды...

Наше рассмотрение легенд мы начнем с ближайших к нам по времени и постепенно погрузимся в глубь эпох и сделаем смелое предположение.

Легенда первая - христианская

Основание Китеж-града: Князь Юрий Всеволодович любил путешествовать. Однажды, в 1164 году (6672 год от С.М.), он плыл по Волге, увидел хорошее место, пристал к берегу и основал там град Малый Китеж (предположительно Городец) И продолжил свое путешествии по сухой земле. Прошел он леса, реки и вышел на берег озера Светлояр. Поразила князя красота и гармония этого места. И приказал Юрий Всеволодович основать в этом месте большой Китеж - легендарный Китеж-град. Основание города произошло предположительно в 1165 году.

Город был построен за три года. Его размер 200 саженей в длину и 100 в ширину (~300 на 160 метров). Много было там церквей златоглавых и богочестивых людей.

Великий князь Георгий Всеволодович родился в 1187 году, участвовал во многочисленных военных походах против окружающих княжеств. Для удержания захваченных чувашских и мордовских земель основал в 1221 году Нижний Новгород (Нов Град) и ряд других крепостей. Считал, что от татар легче защищаться в одиночку. В результате последующих боев с татаро-монгольскими захватчиками потерял семью и погиб сам в 1238 году. Принимал активное участие в распространении и укреплении христианской веры. Построил множество церквей в Древней Руси. За дела свои богоугодные и муки перенесенные православной церковью причислен к лику святых в 1645 году как Святой Благоверный Князь Георгий Всеволодович.

Окрестности Светлояра 1238 год

Разбив одиноких рязанцев, пришли татаро-монголы во Владимир-град. Не прошенным гостям Юрий Всеволодович был не рад, платить дань отказался. Начались боевые действия.

Пал Суздаль, пал Владимир, где погибла вся семья Великого князя. Сам князь отступил к малому Китежу, опять собрал войска и продолжил борьбу за свободу Земли Русской. Под Городцом был разбит и взят в плен. Но не сдался, не пал духом. Ночью бежал через леса и реки в Великий Китеж.

На утро узнал Хан о побеге князя - разозлился, казнил виновных ротозеев и стал пытать оставшихся пленных о месте пребывания Юрия Всеволодовича. Все молчали, только один предатель нашёлся. Это был бражник Гришка Кутерьма. Он рассказал и провел врага к прекрасному Китеж-граду.

Вышел князь с новой дружиной защищать город и героически сложил свою буйную головушку на поле брани. В той битве бились и три богатыря. Силы были не равны, и они тоже полегли. На месте их гибели начал бить ключик Кибелёк, рядом с которым находятся их могилы - могилы трех святых. До конца не известно: были святые богатырями или богатыри были причислены к лику святых?

Увидел безжалостный хан, что город остался без защиты и хотел предать его огню и мечу. Вдруг раздался колокольный звон со всех колоколен, а верующие начали дружно молится и петь красивые молитвы.

Услышала Пресвятая Богородица плачь и мольбы о спасении и сотворила чудо: спасла весь город и всех его жителей от надругания и не минуемой гибели. Был город и пропал, растаял, перестал существовать, исчез у всех на глазах.

Значение слов "пропал", "исчез" не всегда означает благоприятный исход для пропавшего.

Дальше легенды расходятся. По одной версии Китеж-град погрузился в озеро Светлояр, как Атлантида, правда там все погибли, а у нас, к счастью, наоборот - спаслись. Чистым душой в тихую погоду видны купола церквей в глубине и слышен звон колоколов.

По второй версии город провалился под землю. Доказательством являются свидетельства крестьян. Когда они пахали землю, то иногда цепляли плугом за верхушки крестов. По третей версии: город стал невидимым. Также увидеть и попасть в него могут только чистые душой люди.

В этой легенде есть явные противоречия: не всё сходится с датами жизни основателя и основания Малого и Большого Китежа, месте гибели князя и т.д., да и само татаро-монгольское нашествие под большим вопросом.

Найдены ли какие-либо следы многочисленного татаро-монгольского войска на берегах озера Светлояр? Хоть что-нибудь принадлежащее безжалостным захватчикам? Эти вопросы мы задали сотруднику историко-художественного музея "Китеж" села Владимирское Нижегородской области и получили исчерпывающий ответ. Подтверждение есть: найдены две бусинки предположительно татарского происхождения. Выводы делайте сами.

Красивая и замечательная легенда о силе и чистоте русской души.

Древнеславянский вариант легенды

Следующая легенда, связанная с Китеж-градом и озером Светлояр переносит на 3000 лет от Великого Князя Юрия Всеволодовича, в те стародавние времена, которые у нас сейчас на Руси вспоминать не принято, назад приблизительно в 2358 год до нашей эры.

Сказания о той поре сохранились в легендах народов, населяющих эти земли - мордвы, марийцев, чувашей. В свое время они были записаны и дожили до наших дней.

Велес – славянский бог, мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства и т.д.

И стали друзья врагами. Красавица выбрала Перуна и вышла за него замуж.

Бог Велес с этим не смирился и прибёг к магии. Достал он уникальный цветок Ландыш. Понюхавший него сразу полюбит первого кого увидит после этого.

Зашел в гости к Додоле, как раз Перун был в длительной командировке. И сообщил, между делом, что её муж в дальних краях не скучает... Дива разозлилась и погналась на своем чудо-коне за обидчиком, громы молнии метала. Где ударил этот конь копытом по земле - там озеро образовалось. Велес быстро превратился в речку Люнду, а волшебный цветок воткнул на берегу. Увидела красавица удивительный цветок, не удержалась, сорвала и понюхала, а Велес тут как тут, и полюбила его Додола пуще жизни. Через положенное время родился у них сын Ярило, а озеро это назвали Светлояром.

Затем призвал Велес бога-строителя построить им на берегах озера чудо град. Что тот и сделал. Назвал этот город - Китеж-град.

Владыка города Велес Суреевич обладал перстнем с волшебным рубином. Он мог перенести в другой мир целые города. Как-то, не дружественные боги пустили в Велеса Суреевича молнию. Она попала в волшебный рубин и отразилась в город Китеж-град. После чего город исчез. Расстроился Велес Суреевич, закручинился, и ушел в Белозерье. Там прославился и стал нам известен под именем Деда Мороза.

Есть и другая концовка этой лирической истории: Перун вернулся после длительного отсутствия и то, что он увидел ему сильно не понравилось. Решил Перун наказать вероломного Велеса. Бились они три дня и три ночи. В результате Велес был изгнан со славянского Олимпа.

Легенда о разгневанной богине и коне гиганте.

Существует ещё одна короткая легенда о Китеж-граде и озере Светлояр. В далекие времена было много различных богов. Почитали их люди и приносили дары. Одно маленькое, но гордое племя по неизвестной причине перестало поклонятся богине лесов и зверей. Звали эту богиню Девка-Турка. Сильно разозлилась богиня, и направила на грубиянов своего огромного и безжалостного коня. Ударил конь по селению людей копытом, провалилась земля и заполнился провал водой. Так пропало селение лесных людей и образовалось озеро Светлояр. А доказательством тому служит форма озера, похожая на конское копыто.

Неожиданное продолжение...

При написании этой статьи я ознакомился с работами А.Колтыпина, П. Олексеенко о ядерных и термоядерных конфликтах в прошлом, тектитах. Их работы перекликаются и дополняются материалами Алексея Артемьева о круглых озерах. Эта информация неожиданно помогла представить жизнеспособную картину происходившего на древней Земле и найти в ней место для легенд о Китеж-граде и сказаний о озере Светлояр.

Воронка Светлояр. Ядерные войны на Земле уже были

В древних источниках различных народов описываются многочисленные конфликты богов с применением оружия огромной разрушительной силы, способного стирать в пыль целые города. Если такие конфликты были в действительности, то должны остаться их следы на поверхности Земли, например, в виде воронок.

Современные люди также обладают оружием огромной разрушительной силы. Оно способно уничтожать города, что наглядно доказали на практике США в 1945 году. После его применения на поверхности земли остаются огромные воронки почти круглой формы, иногда заполненные водой.

На первом фото не большое озеро на месте взрыва первой атомной бомбы на полигоне в Семипалатинске, на втором - следы дальнейшего совершенствования ядерного оружия в СССР. На третьем снимке лунный ландшафт в штате Невада (США).

Все эти воронки объединяет одинаковая круглая форма и обязательное образование тектитов.

Тектиты - расплавленные образования, возникшие при кратковременном воздействии высоких температур около 2000 градусов и давлений ~ 400 000 атм.

При рассмотрении поверхности Земли на всех континентах можно обнаружить озера круглой формы и кратеры различного размера.

Одна часть из них произошла от столкновения астероидов (метеоритов) с поверхностью планеты. Их образование подтверждается обязательным обнаружением фрагментов метеорита, а также отсутствием тектитов.

Другая часть имеет туманное происхождение, отсутствие метеоритной пыли и присутствие тектитов, а значит высоких температур и давлений при образовании, т.е. имеют все признаки применения ядерного оружия на этом месте в прошлом. Официальная наука не видит этих совпадений и информацию не комментирует.

Воронки на фотографиях: озеро Лонар (Индия) – место, “где звезда упала на Землю”, Озеро Чухломское (Костромская обл.), озеро Светлояр Нижегородская область (РФ), торфяные озера Пензенская область (РФ), кратер Жаманшин (Казахстан).

Китеж-град - возникновение легенды

Из вышеизложенного можно предположить, что в глубокой древности в местах расположения озер и кратеров круглой формы при наличии тектитов произошли ядерные взрывы. Так как число таких мест велико, то имел место обмен ядерными ударами - глобальная ядерная война. Ближайшая к нашему времени большая группа таких кратеров имеет возраст 10 - 12 тыс. лет.

Возраст озера Светлояр как раз 10 тыс. лет. Происхождение - не известно, удобно-метеоритно-карстовое. Так считает современная наука. Оно имеет почти идеальную круглую форму. Фрагментов метеорита, даже пыли, на берегах и в окрестностях найдено не было. А найти должны были. Поиски тектитов или не производились или находки скрыты, чтобы не портить привычную картину Мира.

Поэтому, я предположил, что около 12 - 10 тыс. лет назад в этом месте находился какой-то населенный пункт, городок, воинская часть, или любой другой объект, заслуживавший нанесения по нему ядерного удара небольшой мощности. Удар был нанесен, город (объект) перестал существовать.

Выжившие люди из соседних поселений рассказывали подрастающему поколению, что рядом был город и был уничтожен. Попросту исчез. Массовый обмен ядерными ударами между враждующими сторонами привел к экологической катастрофе, похолоданию, уничтожению технологий и знаний. Развитие общества было откинуто назад на тысячи лет.

Легенда о исчезнувшем городе сохранялась в памяти людей, но уровень развития стал ниже и в старинном предании появились боги: Велес, Перун и т.д. Не всемирный ядерный конфликт между двумя сверх державами, предположительно Ариями и Атлантами, а соперничество богов за красавицу. Это было более понятно людям, и они передавали это из поколения в поколение.

Прошли тысячи лет, началась эра христианства.

Американский писатель фантаст Роберт Хайнлайн, прочитав работы К.Э. Циолковского, написал один из лучших своих романов: "Пасынки во Вселенной". Только сейчас понимаю, что мы и есть герои его романа, мы все, люди на планете Земля.

Читая о легендах и преданиях о Китеж-граде, о Светлояре неожиданно коснулись серьезных тем. Истинная история человечества лежит за семью печатями, она скрыта под шелухой мистификаций, налетом вымыслов. Но Правда жива, ее огонек теплится в сказаниях и легендах, в молве, в отголосках, в отражении на воде...

Я не обладаю данными о тектитах из районов озер круглой формы, находящихся на территории РФ, но предполагаю, что они были найдены, как и в аналогичных местах за рубежом. Буду признателен, если кто-то поделится имеющейся информацией.

Многие произведения искусства и русские легенды связаны с этим мистическим городом, увидеть который могут только избранные. В самом деле, Китеж - град-легенда, интересные факты о нем читайте ниже.

История легенды

В районе Нижнего Новгорода, в центральной России есть озеро Светлояр. История его появления на свет связана со многими мистическими событиями и окутана тайной. По легенде, оно всегда гладкое, и только очень лёгкий ветерок оставляет на нём немного ряби. Некоторые слышат около него даже колокольный звон.

Город Малый Китеж был построен Георгием Всеволодовичем на берегу Волги. Однако он показался ему маленьким, и он создал на другом берегу Большой Китеж. Случилось строительство городов ещё до нашествия Батыя. Хан хотел завладеть городом, убил брата князя и окружил город. Тем более, что это легко было сделать – город был совершенно ничем не защищён. Хан очень удивился: когда войска подходили к городу, все его жители горячо молились. И вот войска ворвались в него, и случилось непредвиденное. Вокруг города забились фонтаны, и он скоро ушёл под воду. Никому из врагов не удалось в него проникнуть, и войско отступило. Только крест был виден в середине озера, и то вскоре и он под водой исчез.

К озеру есть даже проход, который в народе зовут проход Батыя. И только чистый душой человек может увидеть под водой красивейший город или услышать церковное пение.

Легенда о невидимом городе легла в основу не только сказок и песен, но и различных произведений искусства.

Настоящее время

Согласно легенде, город исчез в период с 1236 по 1242 годы. Мистическое озеро Светлояр располагается в районе Поволжья. Китеж - град-легенда интересные факты содержит и сегодня, которые могут волновать учёных и исследователей различных направлений. Добраться к озеру не сложно, а вот купаться из-за глубины в 40 метров запрещено. Известно также, что озеро, действительно, образовалось 800 лет назад, как раз во время нашествия Батыя, однако никто не может точно доказать его происхождение.

Вокруг него происходят и таинственные явления. В частности, сегодня замечено, что:

  • В ясную погоду многие слышат колокольный звон или видят в воде очертания невидимого города. Также его можно увидеть на заре, когда солнце только поднимается над горизонтом.
  • Вода, взятая из озера, не портится ни при каких обстоятельствах и очень долго может храниться.
  • Люди, проводившие исследования, заметили, что озеро уходит под воду как бы ярусами. Был сделан вывод о том, что оно образовывалось частями. Однако на его дно никто пока не добирался из-за очень большой глубины.
  • Известно, что многие молитвенники видели этого город своими глазами. Если их просили нарисовать картинки, то рисунки получались удивительно схожими, но только истинно верующий, просвещённый человек мог их видеть. Местные жители замечали возле озера странных людей в белом, одетых в старинную одежду того времени, и разговаривали с ними. Однако научного подтверждения этой информации пока не существует.
  • Также есть местная легенда о том, что древние люди предупреждали о несчастьях и давали другим различные советы. Однако точных данных о ней пока нет. Хотя многие видели странников в белой одежде и часто давали им еду, напитки или просто разговаривали с ними. Но научных данных об этом пока не существует.
  • Кстати, если обойти озеро по часовой стрелке три раза и загадать желание, оно обязательно исполнится.

Сегодня принято считать, что Китеж - град-легенда, интересные факты о нём, перечисленные в этой статье, пока они не подтверждены никакими точными исследованиями. Однако несмотря на это, сегодня к озеру Светлояр приезжают в большом количестве туристы и паломники, чтобы своими глазами увидеть озеро, скрывающее великую тайну.

Христианские сказания о Китеж-граде на Светлояре

Поледующая история Китеж-града уже известна по источникам и летописям христианским, старообрядческим, включённым в «Китежский летописец» XVII века. Согласно этим источникам, Град Большой Китеж был построен «в месте вельми прекрасном и многолюдном » у озера Светлояр, что на восток от Малого Китежа (Городца) великим князем Юрием Долгоруким. Строился он три года, с 1 мая 1165 по 30 сентября 1168 года, и в длину имел 200 сажен, а в ширину 150 сажен.
Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне - г. Городец на Волге. Об этом, между прочим, сообщает известная историкам Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку той же Городец на Волзе » (Полное Собрание Русских Летописей, т. XVII, стр. 2:).
Потом настала тяжёлая година Батыева нашествия. И в 1243, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, великий князь Юрий Всеволодович скрылся в этом городе. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Всевышнему Богу, и обрели защиту. Город «сокрылся», и его накрыли сверху земляные холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого великого чуда. Затем разоренная и опустевшая «страна заузольская лесом порасте»…
Старообрядцы приняли эту легенду за истинное происшествие и провалившихся жителей причислили к лику святых. И они полагают, что те жители до сих пор живут там.
Те старообрядцы, что приходят на озеро с давних пор с верою и страхом божьим, слышат подземный звон, видят горящие под водою свечи, кресты церквей, отражающихся в озере. Рассказывают, что один заблудившийся пастух даже ужинал там и хотел было в другой раз туда пробраться и уже не нашел дороги. Такие сказочные рассказы распространяются по сию пору. И ныне мы можем найти остатки тех землянок и скитов первых старообрядцев, селившихся по берегам озера, которых и прославили Светлояр и невидимый Китеж-град своими рассказами.
Один из тех рассказов был опубликован семёновским старобрядцем Степаном Мелединым «Китеж на Светлояром озере» в журнале «Москвитянин» (№12, 1843 г.). Это была первая статья о Китеже и Святлояре, а теперь их насчитываются уже сотни, если не тысячи …
Официальная церковь в те годы не удержалась и в пику старообрядцам повелела уничтожить «светлоярские соблазны и суеверия "». В 1836 году было открыто нашумевшее в свое время «Дело об уничтожении часовни, построенной без разрешения начальства, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже ». Протоиерей Смирнов тогда обличал «раскол», негодовал против его святыни. Но, вот что интересно отметить, в его донесении есть и такие слова: «Тут совершаются мольбы, обожаются сами деревья, приносятся им жертвы... Они (старообрядцы) представляют сущее подобие черемисских кереметей () ». А это значит, что в те годы старообрядцы по сути продолжали ещё и саму ведическую традицию.
Прошло полтора века с небольшим, и вот теперь митрополит Нижегородский и Арзамасский уже служил торжественный молебен на берегу озера, и освятил рядом с ним часовню. Не только старообрядцы, но и сама Православная церковь «приняла» Светлояр и почитает его уже не местом «языческого идолопоклонничества», а своей святыней…

Паломничество на Китеж-град на Светлояре

И эта легенда про город святых и праведников приводила на берег Светлояра многих замечательных людей, художников, писателей.
Павел Мельников-Печерский, вдохновленный встречей с озером, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». О Китеже писали журналист Александр Гациский - один из первых редакторов первой местной газеты «Нижегородские губернские ведомости». Здесь бывали Максим Горький, который рассказал о Светлояре в очерке «Бугров», также, Владимир Короленко ("В пустынным местах"), затем Михаил Пришвин ("Светлое озеро"). К великой тайне Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и писатель-мистик Дмитрий Мережковский.
На основе легенды о граде Китеже была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов... А теперь создали картины об озере художники Николай Шаплыко и Екатерина Сорокина.
И теперь на берегу Святлояра происходит чудеса… Нет, пока ещё Китеж не поднимается из чистых озёрных вод. Но у Cветлояра и теперь собираются люди, самых разных порой взглядов. Святое озеро призывает к своим водам и тех, кто проповедует идеи Рериха. Другие разыгрывают на берегах озера целые битвы из культовых фантастических книг Толкиена. И рядом со старообрядцами и иерархами официальной православной церкви проводят свои моления Яриле и Велесу современные язычники-родноверы...

© А. Асов, исследователь ведической старины, переводчик «Книги Велеса», реставратор сказаний славян, опубликованных в книгах «Веды России»

В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.
Главная светлоярская легенда - о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.

Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившисьчерез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.

Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами...
Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.

И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала...
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.

Справка:

«Озеро Светлояр фигурирует в сводке «Примечательные природные ландшафты СССР и их охрана». Оно включено в группу «Озера, имеющие большое эстетическое значение (озерно-ландшафтные заказники)». Расположено оно как говорит справочник, близ с. Владимирское Воскресенского района, в бассейне реки Люнды, притока Ветлуги. Приблизительная площадь озера 12 гектаров, длина – 210 м, ширина – 175м. С ним связана легенда о граде Китеже, чудесным образом растворившемся в воздухе во время Батыева нашествия».

Легенда кружит над озером

Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли Купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем на всегда. Так описывала свое свидание с Китежом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал перед ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась войти в обитель праведников.

Так звучит рассказ одной из паломниц посетившей чудо град, что в 130 километрах от Нижнего Новгорода, рядом с селом Владимирское. Что же такого в этом загадочном озере, что к нему спешат со всей России паломники, толпой едут иностранные туристы, а местные жители в праздник Владимирской Богородицы 6 июля, со свечами устраивают крестный ход вокруг озера. В этом году количество народа было так велико, что вереница огней опутала все озеро, их блики скользили по воде, а люди все шли и шли…

Тайна покоится в веках

Летом 2003 года. Съемочная группа киностудии «Грань» под руководством Евгения Трошина, Дмитрия Соколова и Юрия Суворова решила разобраться, в удивительных легендах витающих вокруг озера. Насколько слова паломников будто бы видевших удивительный град, правда, а насколько вымысел?

Материал для съемок подбирался долго и тщательно, необходимо было собрать все существующие легенды. Расспросить очевидцев, бывавших на озере, изучить материалы книг и статей уже написанных об удивительном месте и его тайнах. Легенд и историй собралось огромное множество. Были люди, которые утверждали: если трижды обойти озеро или проползти вокруг него на коленях, исполняется любое желание. А особо верующие даже видели сам город или слышали со дна озера удивительный звон колоколов. Единственное в чем мнения людей расходились, это в оценке природы явления, одни считали Китеж град, языческой святыней, другие православной, а третьи вообще побывали на озере и не отметили никаких чудес, кроме прекрасной природы и удивительно чистого воздуха.

В печатных изданиях легенда о Китеже была представлена гораздо шире. Самым древним и наиболее уважаемым преданием, оказался «Китежский летописец». Легенда, рассказанная в этой летописи, считается официальной.

Шел XIII век прошлого тысячелетия. Орды татар, опустошали русскую землю, дошла очередь и до Нижегородских земель, которыми в то время правил Владимиро-Суздальский князь Юрий Всеволодович. Именно ему летописец приписывает основание в 1164 году Малого Китежа, ныне именуемого Городец на Волге и Большого Китежа на берегу озера Светлояр в Заволжье. Особый упор делается на то, что город построили всего за три года с 1165 по 1168 и сразу каменным, что для лесной Руси тех лет было немыслимым подвигом. Но не просто город возводили древние строители. Как повествует легенда, в этом городе не было ни ремесленников, ни торговцев, ни знати, он предназначался для жизни праведных людей, мудрецов, и духовных учителей Руси. В нем хранились святыни русской земли, древние книги и сокровенные знания.

Татары наступали, а князь, не желая повиноваться иноземным захватчикам, дал бой около Малого Китежа на Волге и проиграл. После поражения в битве, чудом, спасся лишь князь, и его ближайшие дружинники. Не желая, сдаваться, они тайными лесными тропами пробрались в Большой Китеж на Светлояре. Там по официальной, версии в 1239 году князь был убит татарами, пустившимися в погоню.

Но иначе считает Китежский летописец: Когда татары подошли к Граду Китежу, князь поднялся в город и тот под колокольный звон растворился в воздухе. Но и тут версии тоже две, по второй град опустился на дно озера, где находится и по сей день.

Однако эта версия не единична, существует другая, сказочная легенда о происхождении удивительного града: Китеж – это и не город вовсе, а удивительная, сокровенная страна, сказочное три десятое государство, место обитания древних богов, хранителей матушки Руси. Как говорит эта легенда, в Китеже было место хранения древних книг и реликвий, диковинных растений, всего того, что накопила славянская Русь от начала времен. По этой легенде, первое упоминание о Китеже содержится в предании о боге Велесе. За время борьбы с темными силами у него ожесточилось душа, и он собрался отправиться в небесную Сваргу, дабы очистить себя от гнева и скорби. Небесная Сварга – обитель богов, которые охраняли Русь. В этой обители бьет родник с живой и мертвой водой. Там находится Ирийский сад с диковинными животными и растениями. Чтобы попасть в Сваргу, нужно подняться по Ра-реке, а затем спуститься по речке Смородинке, легендарной реке русских сказок. Ра-рекой в древности называли Волгу. А Сварга согласно легенде и есть Китеж град – город богов.

Последняя, третья легенда, гласит, что в дремучих лесах Заволжья жил народ, который молился могучей богине – богатырке деве-Турке. Однажды этот народ прогневил свою богиню, и ее огромный конь ударил о землю копытом. В этом месте забил родник, а позднее образовалось озеро Светлояр.

Ученые едут на Светлояр

Светлояр всегда интересовал людей. Но не только верующих и этнографов. Озеро притягивало к себе ученых: гидрологов, химиков, исследователей фауны России. Исследователей, Светлояр, в первую очередь, притягивал своим удивительным строением. Озеро - правильной круглой формы, чуть сплюснутое по краям. При съемке с вертолета оно похоже на круг проведенный циркулем.

Первыми учеными, проявившими интересен к озеру и его глубинам с научной точки зрения, были студенты Казанского университета. В конце XIX века молодые люди отправились на озеро изучать его природу. Палатки им пришлось ставить, протискиваясь среди многочисленных паломников, стекавшихся к озеру со всей России. К сожалению, их отчеты не сохранились до наших дней. Но они положили начало многочисленным экспедиционным исследованиям озера. Позже, на протяжении конца XIX и всего XX века, Светлояр исследовали самые различные группы ученых. Выдержки из их отчетов не раз публиковались в прессе: «Озеро имеет определенно карстовое происхождение»,считает В.В. Докучаев. Его исследования Светлояра относятся к 1882 году. Свои выводы ученый сделал на основе высоких южных и западных берегов озера. Его удивительной глубины - 29,2 метра. При своих небольших размерах оно имеет правильную круглую форму. Его версию опровергает геолог Г.И. Блом, он считает Светлояр озером ледникового происхождения и являющимся остатком древнего русла реки Люнды. В пользу этой версии говорят исследования Горьковской геологоразведочной экспедиции, она утверждает: «карстующиеся породы отсутствуют до глубины 250 м, а залегающие на большей глубине известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами, что говорит о его ледниковом (эоловом) происхождении.»

С середины 20-того столетия начались «литературные» исследования озера, они предпринимались журналом «Смена» и «Литературной газетой». Их отчеты не намного отличаются от предыдущих исследований, скорее дополняя их, нежели внося, что-то новое.

Экспедиция, проведенная журналом «Смена» пришла к выводам « котловина озера лежит в узле пересечения глубинных разломов земной коры, что и привело к опусканию пород и образованию на этом месте озера. Косвенной причиной этого процесса, могло послужить землетрясение в 1596 году, которое отмечалось в Нижнем Новгороде»

Удивительна вода озера, по своему составу, она может храниться много дней и не портиться. Это свойство, по мнению химиков, ей придают родники с гидрокарбонатно-кальциевой водой бьющие со дна озера. По мнению верующих людей святой Китеж град, покоящийся на дне озера, делает его воду святой. Как известно освященная вода может не портиться до года.

Самые большие экспедиционные изыскания были проведены Литературной газетой. Несколько сезонов подряд энтузиасты газеты совместно с учеными изучали озеро. К ним присоединились аквалангисты завода «Красная Этна», но, к сожалению Китеж град так и не был ими обнаружен.

Материалы собраны, а однозначного ответа на вопрос о существовании легендарного города все нет. Его может дать только собственное исследование озера. Вдруг повезет, и мы увидим знаменитый Китеж град.

Озеро встречает Чудесами

Дорога заняла около десяти часов. Пролетели Владимир, остался за спиной Нижний Новгород. Наконец, поворот на село Владимирское. Проезжая по селу невольно обращаешь внимание на приветливых местных жителей, удивляешься древности некоторых из них. Неужели озеро дарует бессмертие? Позже мы узнали, что многие жители этого села, находящегося непосредственно вблизи озера, доживают до ста лет, а некоторые и до ста двадцати. От села к озеру ведет красивая дорожка, посыпанная песком, вдоль нее стоят стройные березки. Зачарованные красотой этого места, едем к озеру. Но дорогу нам преграждает сосновый бор. Пока наш водитель Илья Белкин искал дорогу, чтобы проехать непосредственно к озеру и поставить палаточный лагерь, мы жаждущие встречи со Светлояром идем напрямик через лес. Вдруг идущий впереди нас режиссер останавливается и говорит: «Прислушайтесь». Наша команда обращается в слух. Со стороны озера трижды бьют «корабельные склянки». Мы слышим три удара колокола, четко и звонко разносится его звук над лесом. Неужели правда, Китеж существует, своим звоном встречая гостей?

Преодолеваем последние сто метров. Вид легендарного озера прекрасен. Оно правильной круглой формы, с запада и юга окружено высокими холмами. Вековые сосны, качают над ним своими кронами. Стена деревьев скрывает легендарное место от неосторожного взгляда чужака. Если бы кто-то задумал строить город богов – лучшего места ему не найти. На одном из холмов замечаем колокольню. С замиранием сердца спешим к ней, неужели это ее колокола указывали нам дорогу к озеру. Так значит, тайны не существует, и это не Китеж град звонил со дна озера. Поднимаемся на холм к колокольне. С удивлением рассматриваем ее двери. Они закрыты на висячий, ржавый замок. Явно колокола этой церкви не могли звонить несколько минут назад. Значит, Китеж град существует! Поскольку ни одной другой церкви вблизи озера нет. Получается, колокола Китежа мы слышали на подходе к озеру.

Около церкви стоит огромный камень, вкопанный в землю. При ближайшем рассмотрении, на нем виден отпечаток ноги. То ли ребенок, то ли хрупкая женщина наступила на него. Странно как могла легкая девушка или ребенок оставить след босой ноги в камне? Вокруг камня деревья увешаны разными веревочками и тесемками. «Это камень следовик», - говорит всезнающий Юрий. Они встречаются неподалеку от святых мест, а след на нем обычно приписывают Богородице. Ленточки же, как правило, оставляют паломники, чтобы их просьба была услышана, а они сами еще раз вернулись на это место. Позже, вовремя съемок, к нам подошла женщина, местная жительница. Она рассказала, что виденный нами камень действительно следовик, а отпечаток ноги на нем – это след Богородицы. Она же рассказала о прошлогодних съемках Светлояра Нижегородскими исследователями, у которых после проявки пленки на одном из снимков была обнаружена колокольня своим основанием уходившая на дно озера. Сейчас, по ее словам, этот снимок хранится на Нижегородском телевидении.

Лагерь

Лагерь разбили на живописном холме с видом на озеро. Нас не отпускала надежда, что на рассвете город явиться перед нами. После колокольного звона, на это можно было рассчитывать смело. Если легенда о колокольном звоне подтвердилась полностью, то почему и городу со дна озера, не подняться к нам. Наступила ночь. Неожиданно испортилась погода, подул сильный ветер. Сосны качались, рискуя сломаться в любую минуту. Как трактовать этот знак, может озеро недовольно нашим появлением или мы чем то прогневали старцев населяющих таинственный Китеж. Все объяснилось утром. Когда мы проснулись, стояла прекрасная солнечная погода. Китеж так и не появился, но местность излучала доброту и гостеприимность. За день мы отсняли виды озера. Вокруг него нашлось еще не мало интересных мест. На холмах оказался родник со святой водой. Дальше увидели три креста, с огромными надгробиями, размеры которых поражали. Они были явно не человеческого происхождения. Вокруг всего озера, чей-то заботливой рукой были проложены деревянные мостки. Это было сделано, скорее всего, для того, чтобы многочисленные паломники, намеревающиеся проползти вокруг озера, не преодолевали топкое болото, крутые холмы и высокую траву.

Загадака раскрыта?

Съемки окончены, а вопросов не стало меньше. Озеро существует. Удивительные колокола на самом деле звонят со дна озера. Но какая из легенд правдива, не ясно до сих пор. Кто живет в таинственном Китеже, да и живет ли?

Уже собираясь возвращаться в Москву, случайно узнаем о краеведческом музее расположенном в селе. Может там, нам дадут ответ на наши вопросы. Едем к музею.

Местные экскурсоводы, отказались сниматься на камеру, мотивируя этот поступок своей природной скромностью, но за то с радостью дали интервью, объяснившее все наши противоречия.

«Главной и наиболее достоверной, по мнению экскурсоводов, является легенда, рассказанная в «Китежском летописце», правда там она дана с некоторыми упущениями. На самом деле, когда ратники Батыя подошли к Китежу, и встали осадой, город держался три дня.

Его жители неустанно молились богородице что бы она встала на их защиту. Спустя трое суток произошло чудо. Богородица спустилась с небес, накрыла город своим покрывалом, и он исчез с глаз изумленных татар, спасая всех его жителей. Место, где Богородица ступила на землю, оказалось тем камнем, который мы видели около озера.

Теперь этот камень считается святым. Уже в наше время около него построили церковь, названую Казанской, в честь Казанской богородицы. Камень со следом богородицы это один из немногих физических подтверждений реального существования высших сил помогающих человеку. На протяжении столетий к озеру Светлояр тянутся паломники, некоторых из них, по легендам, старцы Китежа берут к себе, остальным просто помогают. Могилы, виденные нами на холмах около озера, принадлежат трем боготырям вышедшим из града Китежа к людям. По преданиям они были исполинского роста, раза в два превышающий рост обычного человека.

Н.К.Рерих "Сеча при Керженце"

«Цвел он на благодатной земле, пока не напали на него алчные недруги. Три дня оборонялся город. И когда уже не осталось воинов, способных держать оружие, возликовали вороги. Но не сдался гордый Китеж, а на глазах у изумленных врагов медленно исчез, опустившись в пучину моря. Бог сделал невидимым град для ока людского, но придет время и Китеж вернется» - так говорит древняя легенда".

По другой версии этой легенды "земля разверзлась и поглотила город . Враги в страхе бежали а на месте города возникло озеро Светлояр. Цел тот град до сих пор с белокаменными стенами, церквями, монастырями, княжескими теремами, боярскими каменными палатами, срубленными из кондового не гниющего леса домами. Цел град, но невидим. Только праведники и святые могут увидеть этот город, только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов".

Эта легенда стала вдохновением для Римского-Корсакова, написавшего гениальную оперу "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", к которой Н.К.Рерих сделал живописный занавес.

Существовал ли этот город на самом деле? Если да, то где? Есть такая книга "Китежский летописец", созданная в 80-90 годы XVIII века старообрядцами, в которой сказано: "Великий князь Владимирский Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж. А затем отошел вглубь лесов, за реку Керженец, на берегу красивого озера Светлояр он повелел построить город Большой Китеж. И град тот Большой Китеж в ширину был двести саженей, а в ширину на сто. И строить его начали месяца мая в первый день, и строили тот город три лета". Если Китеж всего лишь легенда, то откуда появились эти подробности? Вывод, что книга появилась именно в XVIII веке, сделали лингвисты.

В нижегородских лесах в 40 километрах от города Семенов есть удивительно красивое озеро под названием Светлояр. Существует поверье, что именно здесь и находится невидимый град Китеж. Говорят, что тихим летним утром его можно увидеть, отраженным в воде с теремами и куполами. А откуда-то снизу доносится тихий звон колоколов.

Издавна озеро считалось святым. К нему всегда стекалось и сейчас стекается много паломников в надежде то ли исцелиться, омываясь там, то ли искупить свои грехи, ползая по берегу. Около озера стоит часовенка, поклонный крест. В нескольких километрах село Владимирское, которое стало туристическим центром. Его теперь называют русской Шамбалой, а Китеж - русской Атлантидой. В общем место популярно. Китеж стал таким православным фетишем, духовным центром, символом героической борьбы Руси православной против "монголо-татарских орд".

Устойчивость этого предания поражает. Может оно и правда имеет под собой какое-то основание? Нередко бывает, что легенды отражают далекое прошлое. Например в легендах народов севера отражаются события потопа, когда суши не было, а верховный бог Номи-Торум ее достал со дна и т.д. А может это все-таки красивая легенда, ставшая популярной благодаря поэтам, композитору...

Уже более ста лет ученые пытаются доказать либо опровергнуть существование здесь таинственного града. Вот что странно. По своему происхождению Светлояр нельзя отнести ни к одному из известных видов озер: ни к ледниковому, ни к карстовому, ни к метеоритному. Как же появилось это удивительное озеро? Удивительный случай произошел в 1903 году в соседней Казанской губернии не так далеко от озера. Вот газетное сообщение того времени: "Недавно жители деревни Шари были страшно напуганы непонятными для них треском и шумом, выходившими откуда-то из-под земли. Обыватели бросились по направлению звуков и увидели, что посреди леса образовался громадный провал, в который без труда вошли взрослые деревья. И еще более удивительно, что из-под земли тотчас же выступила вода, и на месте провала образовалось озеро".

Может нечто подобное произошло и здесь? Может на берегу стоял город и он опустился на дно провала?

В 1968 году на Светлояр была организована экспедиция и она сделала странное открытие. С помощью звукового геолокатора обнаружила на дне аномалию. Изображение одного участка дна резко отличалось от других. Экспедиция назвала эту зону зоной "К". Чтобы определить, что находится в аномальной зоне, в ней тогда пробурили несколько скважин. Неожиданно для всех в них оказалось множество мелких деревянных щепок. Но как они туда попали? Исследовать эти кусочки дерева почему-то не взялся тогда ни один научный институт. Никто не хотел тратить время на изучение легенд. И тут помогла милиция. Эксперты-криминалисты составили документ, где говорится, что 6 из 10 исследованных ими кусочков дерева имеют следы режущих орудий. Это значит, что они были обработаны руками человека.

Энтузиасты планировали продолжить исследования на Светлояре в 70-е годы. Однако этим планам сбыться было не суждено. Уже в наше время на озеро приехали специалисты с уникальным прибором - георадаром. Его возможности позволяют при помощи электромагнитного излучения буквально просветить дно озера. Глубина озера оказалась очень большой - 37 метров. Из них более десяти составляет слой ила. Георадар обнаруживает в толще ила множество мелких объектов. Они конечно совсем не похожи на какие-либо строения. Но что же за аномалию обнаружили в 1968 году? Тогда образцы проб показали, что слой ила зоны "К" отличался от других.

Геологи предположили, что эти образцы содержали большое количество минеральных веществ, то есть зона "К" была дном древнего палеоводоема. То есть аномальность зоны - это природное явление, а все остальное - не более чем догадки. Но тогда как же деревянные щепки со следами обработки? Тогда их возраст никто не определял.

Если обратиться к книге "Китежский летописец". Там говорится, что строить город князь Георгий Всеволодович начал в лето 6673, то есть в 1165 году по привычному календарю. Но историки говорят, что этот самый князь родился лишь 24 года спустя в 1189 году. Такая неувязка. В указанное время правил дед Георгия Юрий Долгорукий - основатель Москвы. Что если старообрядцы, писавшие книгу в конце XVIII века просто перепутали князей? У Юрия Владимировича Долгорукого еще и путаница с датой рождения, да и кроме того Юрий и Георгий - это одно имя.

В 2012 году неподалеку от озера Светлояр нижегородские археологи обнаружили следы средневекового поселения. Найдены черепки керамической посуды, фрагменты железных ножей, кремниевого огнива и каменного жернова. Находки датируются концом XIV - началом XV веков, то есть это позднее той даты, что указана в книге. Артефакты обнаружили на Крестовоздвиженской горе за часовенкой. В колеях произошло обнажение культурного слоя на глубине полметра площадью чуть меньше гектара. Археологи полагают, что здесь было селище - неукрепленное поселение с одним жилым двором человек на 10-15. Возможно поселение было больше, часть его могла уйти с оползнями в Светлояр.

Известно, что в Москве находится старейший район Китай-город ("китай" - стена, укрепление, так же называлась стена построенная славянами на дальнем востоке для защиты от южных соседей). Обратим внимание на то, что начало слов Кит- ай и Кит- еж совпадают. Есть легенда, что недалеко от стен Кремля князь Юрий Долгорукий приказал вырыть огромное подземелье. В XII веке шли многочисленные междуусобные войны, когда князья боролись за власть и захватывали друг у друга города. Возможно Юрий Долгорукий создал подземное укрытие. Сейчас на территории Китай-города находятся одни из самых древних подземных сооружений Москвы.

Известно, что Долгорукий много строил из белого камня. Постройки того времени можно узнать по удивительно тщательно подогнанным камням. Найти такие постройки в подземельях Москвы не удалось.

Князь Георгий Всеволодович

Вот что интересно. Произношение Китеж с ударением на "и" вошло в обиход только после того как Римский-Корсаков написал свою знаменитую оперу. До этого ударение было на "е" и происходило от древнерусского "китехша", что означает "покинутое место". Это слово появилось на Руси во времена орды пришествия ("монголо-татарского нашествия" как теперь выясняется в нашей офигенно веселой истории не было). Как раз тогда правил Георгий Всеволодович. В книге говорится, что князь собрал войско и выступил навстречу хану. Однако сражение проиграл. Русские летописи упоминают о крупной битве между русскими и ордынцами 4 марта 1238 года на реке Сить. Считается, что ркусские были полностью разбиты, а князь погиб. Однако, в "Китежском летописце" говорится, что именно после этого сражения князь Георгий Всеволодович отступил в Китеж.

Может следы таинственного города надо искать в рйоне реки Сить? Сейчас эта река протекает по границе Тверской и Ярославской областей. ее длина всего лишь 150 км. Эта небольшая река попала в историю благодаря битве. И хотя точное место не известно, на всем протяжении Ситя разбросаны курганы, по преданию являющимися братскими могилами русских воинов. До сих пор ощущение, что все здесь наполнено памятью о той страшной сече. Еще в XIX веке в деревнях, расположенных по берегам Сити, собиратели фольклора записали большинство преданий о граде Китеже. Но сейчас низовья реки залиты водами Рыбинского водохранилища, построенного в сталинские времена. Оно поглотило 700 сел. Также как легендарный Китеж ушли под воду древние русские города Малога и др.. Красивая легенда обернулась трагической былью.

Есть еще одна версия. Исследователь Владимир Ратов много лет изучал древние языческие легенды и обряды и пришел к выводу, что следы Китежа надо искать на реке Малоге. Почему? Во-первых это легенда о Велесе - славянском боге, который, находясь в Черном море, воевал с темными силами. Душа его огрубела, ему понадобилось попасть в Сваргу. Сварга - земной рай по славянской ведической мифологии, место, где обитают боги и текут молочные реки с кисельными берегами. Может быть Китеж, который в легендах считается обителью всех страждущих, и есть та самая Сварга? На берегу Мологи Владимир Ратов обнаружил камни с загадочными рисунками. Но имеют ли они отношение к Китежу?

В "Китежском летописце" говорится, что Китеж находился среди глухих лесов. От реки в него вела тайная дорога по которой вороги и пришли в город. Эта дорога называется в книге "Батыевой тропой". Батый разорил русские города на правой стороне Волги. Теперь по альтернативной истории считается, что ордынцы - такие же славяне - разоряли только христианские русские города, ведические же не трогали. Батый (Батя) переправился на левую сторону и углубился зачем-то в глухие леса. Зачем? Есть версия, что там было языческое славянское капище. Так как целью ордынского нашествия было уничтожение христианства, а Китеж был православным городом, его следовало уничтожить.

В славянской ведической вере говорится, что путь в Сваргу идет по реке РА (Волга). Дальше по реке Смородине. Так называли, да и сейчас называют реку Мологу за огромное количество растущих по ее берегам кустов смородины. Кстати само слово МОЛОГА созвучно с Молочной рекой, которая по преданию течет в затаенной стране. Около Мологи действительно лежат огромные камни, правда рисунков нет. Но все же камень с какими-то рисунками отыскался не на берегу, а в лесу. Там то и находится Китеж по версии Ратова. На камне линии, треугольник, но что это? Сказать с уверенностью, что эти рисунки рукотворные сказать не могут.

Говорят, что еще в 30-е годы до затопления игуменья одного монастыря записала свой сон - видение. Идет она к монастырю полем и вдруг отовсюду начинает прибывать вода. Вскоре вода покрыла и монастырь и все окружающее пространство. А монахиня все шла и шла пока вода не начала отступать. И монастырь вновь открылся божьему свету.

Так и невидимый град Китеж , как гласит легенда, вновь явится миру, когда возродится в людях вера и добро.

Из книги Ирины Ниловой

Это был город древних русичей, живших на берегу великой реки. Древляне под воздействием пришельцев из других племен поссорились со своими Мудрецами и Водителями и захотели присвоить себе власть над остальными сородичами. То есть стали жить по Кривде. После чего исказились вибрационные составляющие в служении Мудрецов и город получил удар равный взрыву ядерной бомбы. Весть о мгновенной гибели целого города от огненной энергии быстро разнеслась а место стало вызывать страх. Озеро, которое образовалось на месте взрыва, - это остаток ушедшей реки, которая ушла под землю.