Белоруссия

Павильон «Белая башня. Долговая башня александра лунева История строительства комплекса

5. Белая башня

Внутри единственного сохраненного бастиона оставшегося от ограды зверинца, на месте разобранного люстгауза, возвышается доминанта Александровского парка - .
Высота башни 37,8 метра. Башня и весь комплекс сооружений вокруг неё были построены в 1821–1827 гг. по проекту архитектора А. Менеласа. Территория комплекса предназначалась для игр и обучения сыновей императора Николая I (великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина), занимавшихся на территории комплекса военными и гимнастическими упражнениями. На последнем этаже башни находилась мастерская придворного живописца, дававшего уроки рисования императорским детям.

Белая башня некоторое время использовалась для связи по оптическому телеграфу с караульным дозором на башне, стоявшей у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге.
Высота сооружения сыграла отрицательную роль в ее судьбе.
Во время Великой Отечественной войны башня служила наблюдательным пунктом для фашистов и в свою очередь хорошим ориентиром для защитников Ленинграда. Белая башня подверглась почти полному разрушению, целым остался только первый ярус.

Восстановление этого памятника началось только в 1990-х годах. Были выполнены работы по восстановлению пространственных очертаний башни, фасадов, черновая отделка помещений. В 2000 году работы были заморожены и возобновились только в 2011 году!
В октябре 2012 года восстановленный комплекс Белой башни открылся для свободного посещения. В восстановленных помещениях башни теперь работает детский центр ГМЗ «Царское Село».
В летнее время на башне открыта смотровая площадка, с которой можно рассмотреть Царское Село с высоты птичьего полёта. На смотровую площадку пускают только с экскурсоводом, группами по 5-15 человек. Зимой и в плохую походу выход на смотровую площадку закрыт.

Стоимость посещения Белой башни в Александровском парке

Стоимость билетов для взрослых -150 рублей, для пенсионеров, учащихся и студентов - 80 рублей. Для посетителей младше 16 лет – бесплатно!
Экскурсии для индивидуальных посетителей с выходом на смотровую площадку проводятся только с 12:00 до 17:00 (среда - воскресенье).
Администрация ГМЗ «Царское Село» как всегда идёт навстречу посетителям и, наверное, именно поэтому график работы Белой башни настолько удобен, что доступ в неё для работающих жителей города в будние дни фактически закрыт.
Зато по субботам и воскресеньям в 14.30 в Белой башне проводятся мастер-классы для детей с родителями (по предварительной записи по телефону 466-80-12).

Расписание мастер-классов в Белой башне

6. Фонарь архитектора Максимова

За современной границей Александровского парка, напротив Фёдоровского собора у Ковшового пруда, находится небольшое кирпичное сооружение, отдалённо напоминающее церковную звонницу. Случайному прохожему вряд ли откроется смысл этого сооружения, сиротливо притулившегося среди раскинувшихся ветвей дикой яблони.
Это необычная постройка - фонарь, построенный в неорусском стиле архитектором В.Н. Максимовым для последнего царя. Известно, что Николай II в районе 1909-1910 гг. заказал проект фонаря и часовни в память о святой равноапостольной великой княгине Ольге. Часовню предполагалось построить у подъезда к Федоровскому собору, с противоположной от фонаря стороны Ковшового пруда, но полностью проект реализован не был, а вот фонарь стоит до сих пор.

Современное состояние царского фонаря, давно растерявшего всю штукатурку, но чудом устоявшего, представляет собой немой укор администрации города, музейщикам и церкви. Фонарь не числится ни в каких фондах, никому не интересен, всеми забыт и продолжает медленно разрушаться под сияющими куполами Фёдоровского собора.

Александровская колонна (Александрийский столп)

Это не только всемирно известный символ Петербурга, но самая высокая в мире (её общая высота – 47,5 м) свободностоящая триумфальная колонна. То есть колонна, вырубленная из монолитного куска гранита, никак не закреплена, – она удерживается на постаменте исключительно под собственным весом, который свыше 600 т.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.

Проектировал Александровскую колонну зодчий Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, уроженец Франции, которого в России называли Август Августович. Творивший на рубеже эпох, Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры – от классицизма к эклектике.

Устанавливали готовую колонну на площади перед Зимним дворцом в 1832 году две тысячи солдат. При этом использовался ручной труд и канаты.

После того как «Александрийский столп» встал на пьедестал, по площади пронеслось громовое «Ура!», а государь, обратившись к архитектору, произнёс: «Монферран, вы себя обессмертили».

В течение двух последующих лет шла доработка монумента.

Колонна была завершена аллегорической фигурой ангела, который крестом попирает змею. Его легкая фигура, струящиеся складки одежды, строгая вертикаль креста подчеркивают стройность колонны. Автор статуи скульптор Борис Иванович Орловский.

И вот что интересно – памятник на Дворцовой площади, изначально посвященный победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, стал почти сразу восприниматься и как памятник основанию Российского государства. Это случилось в том числе и благодаря пьедесталу.

Александровская колонна

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов.

На трёх барельефах аллегории Мира, Правосудия, Мудрости, Изобилия и изображения воинских доспехов. Доспехи напоминают о боевой славе русского народа и эпохи Рюриковичей и эпохи Романовых. Здесь щит вещего Олега, который он прибил на ворота Царьграда-Константинополя, шлем героя Ледового побоища, благоверного князя Александра Невского, и шлем покорителя Сибири Ермака, броня царя Алексея Михайловича Романова.

Пьедестал завершается бронзовыми гирляндами, которые поддерживают двуглавые орлы.

База колонны оформлена в виде лаврового венка. Ведь, именно венком по традиции венчают победителей.

На барельефе, обращенном в сторону Зимнего дворца, симметрично помещены две фигуры – женщины и старика. Они олицетворяют реки – Вислу и Неман. Эти две реки были форсированы русской армией во время преследования Наполеона.

30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Александровской колонны. 30 августа было выбрано не случайно. Этот день со времен Петра I отмечали как День святого благоверного князя Александра Невского – небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Пётр I заключил «вечный мир со Швецией», в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался прежде всего как защитник.

Сохранилось воспоминание об этом событии поэта Василия Андреевича Жуковского: «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепие, единственное в мире зрелище. Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс со своим часовым».

Кстати, уже тогда возникла легенда, что этот самый часовой – ангел, венчающий колонну, – имеет портретное сходство с императором Александром I. И возникла она не случайно. Скульптору Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. По словам Орловского, император желал, чтобы лицу ангела придали сходство с Александром I, а голова змеи, попранной крестом ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона.

Подражая своей бабке, Екатерине II, начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I – Екатерина II», и отцу, который написал на монументе Петра I у Михайловского замка «Прадеду – правнук», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I – Александру I». Кстати, именно памятник Петру I у Михайловского замка, изготовленный ещё при Елизавете Петровне, когда-то планировалось установить в центре Дворцовой площади.

По преданию, петербуржцы после открытия колонны очень боялись, что она упадёт и старались не приближаться к ней. И, мол, тогда архитектор Монферран взял за правило каждое утро прогуливаться вместе с любимой собачкой прямо под столпом, что и делал почти до самой смерти.

Но всё же памятник горожане полюбили. И, естественно, вокруг столба, как одного из символов города, стала складываться своя мифология. И, конечно, памятник стал восприниматься как естественная доминанта главной площади города и символ всей Российской империи.

А ангел, венчающий Александровскую колонну, был для горожан прежде всего защитником и стражем. Ангел словно охранял и благословлял город и его жителей.

Но именно ангел, ангел-хранитель и стал причиной более чем удивительных событий, развернувшихся вокруг Александровской колонны. Это малоизвестные страницы. Так, только случай спас памятник в 1917 году. Здесь, на Дворцовой площади, хотели основать главный погост страны. Колонну, как памятник царизму, повалить, а вдоль Зимнего устроить ряд мемориальных могил.

Но оказалось, что свернуть 600-тонную колонну не так-то просто. От дальнейших проектов превращения главной площади города и империи в кладбище спас переезд правительства в Москву весной 1918 года. Несостоявшуюся в Петрограде идею создания в центре столицы погоста реализовали на Красной площади первопрестольной, у Кремлёвской стены.

Но самые невероятные события развернулись в 1924 году после смерти Ленина.

11 ноября 1924 года ленинградские власти принимают решение «О переустройстве так называемой Александровской колонны, сооруженной архитектором Монферраном и стоящей посередине площади Урицкого, и водружении на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина…». Площадь Урицкого – это переименованная Дворцовая. Лишь наркому просвещения А.В. Луначарскому удалось убедительно доказать властям города нелепость идеи водружения Ленина на Александровскую колонну.

Ангел остался стоять на крупнейшем в мире (среди такого рода монументов) «Александрийском столпе», как называл колонну А.С. Пушкин. Последний раз на него покушались в 1952 году. Шла череда массовых сталинских переименований: в городе появился Сталинский район, Московский проспект стал Сталинским. На этой волне возникла идея установить нам колонне бюст Иосифа Сталина. Но – не успели.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

6. Египетский обелиск, колонна змея, готская колонна, рыцарская статуя императора Юстиниана, название Москвы Вернемся к египетскому облиску Тутмеса III, о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади, где когда-то

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

6.7. Александровская Слобода 6.7.1. Александровская Слобода - царская ставка XVI века Выше мы говорили о том, что Московский Кремль и другие столичные постройки Москвы возникли не ранее второй половины XVI века. При этом возведение Московского Кремля мы предположительно

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Памятники и их владельцы в XII веке. - Римский сенат принимает меры к охранению памятников, - Колонна Траяна. - Колонна Марка Аврелия. - Архитектура частных здании в XII веке. - Башня Николая. - Башни в Риме Излагая историю развалин Рима, мы дополнили ее описанием

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Гонории IV. - Пандульф Савелли, сенатор. - Отношение к Сицилии и к империи. - Папский престол целый год остается вакантным. - Николай IV. - Карл II коронован в Риети. - Колонна. - Кардинал Иаков Колонна. - Иоанн Колонна и его сыновья. - Кардинал Петр и граф Стефан. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Спор из-за выбора папы между партиями Орсини и Колонна. - Диархия в Риме. - Агапит Колонна и один из Орсини, сенаторы, 1293 г. - Петр Стефанески и Оттон де С.-Евстахио, сенаторы. - Петр из Мурроне избран папой. - Жизнь и личность этого отшельника. - Его необыкновенный въезд в

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Фамильный раздор в доме Колонна. - Кардиналы Иаков и Петр враждуют с Бонифацием VIII. - Оппозиция против папы. - Оба кардинала лишены их звания. - Фра Джакопоне из Тоди. - Манифест против папы. - Колонна отлучены. - Пандульфо Савелли пытается быть посредником. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

6. Египетский Обелиск, Колонна Змея, Готская Колонна Рыцарская статуя императора Юстиниана в Стамбуле Название Москвы Вернемся к египетскому обелиску Тутмеса III. о котором мы рассказали выше. Его и сегодня можно увидеть в Стамбуле, недалеко от храма Св. Софии, на площади,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

15.2. «Столп Иван Великий» в Москве описывался «античными классиками» как «древне»-римский столп-миллиарий и как знаменитая Вавилонская башня Светоний сообщает, что император Клавдий возвел в Риме высочайшую башню по образцу Александрийского Фаросского маяка-башни. Но

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Александровская колонна, 1834 год Астольф де Кюстин, Иван Бутовский Год 1834 ознаменовался для города введением нумерации зданий по улицам, открытием императорской Николаевской детской больницы, публикацией «Пиковой дамы» А. С. Пушкина – и установкой на Дворцовой площади,

Из книги 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк автора Авсеенко Василий Григорьевич

IV. Сооруженія времени Николая I. – Исакіевскій соборъ. – Пожаръ и возобновленіе Зимняго дворца. – Александровская колонна. – Конныя группы на Аничковомъ мосту. – Николаевскій мостъ. Въ тридцатил?тнее царствованіе императора Николая I, Петербургъ обогатился многими

Александровский Кремль – древнейшая жемчужина города Александрова, второй по величине, красоте и богатству после Кремля Москвы.

Кремль был построен в XVI веке по указу Василия III – отца Ивана Грозного. Архитектурный ансамбль - уникальный средневековый дворцовый комплекс, созданный итальянскими и московскими мастерами.

Вся территория кремля обнесена высокой каменной оградой с башнями, построенной в конце XVII века. Форма ограды – неправильный четырехугольник с П-образным выступом у южного входа. По углам поставлены четыре круглые башни со шпилями, соединенные высокой стеной.

Строительство комплекса началось в 1670-х годах. Первыми были возведены стены с северной стороны, а к 1680-м годам были закончены все работы, за исключением восточной части монастыря. Последний, восточный отрезок стены достраивался уже в XVIII веке.

Стены выполнены с соблюдением всех правил фортификации, но большая часть бойниц уже декоративная. Например, машикули – отверстия для навесного боя – лишь имитация. По внешней стороне стен идет декоративный аркатурно-колончатый пояс. Изнутри по всем стенам устроены ниши с углублениями-печурами.

Несмотря на свой внушительный вид, стены никогда не служили оборонительным целям. Зато эти мощные укрепления сохранили для потомков в первозданном виде многие памятники XVI-XVIII веков.

И по сей день на территории Кремля располагается Музей-заповедник "Александровская слобода", а также возрожденный Свято-Успенский женский монастырь.

История строительство павильона «Белая башня»

Здание Белой башни было построено в 1827 году в готическом стиле архитектором Адамом Адамовичем Менеласом на месте разобранного зверинца в котором содержали диких зверей для царской охоты. Зверинец разобрали не полностью, поэтому вокруг башни сохранилась искусственная руина, представляющая собой разбитую ядрами часть стены крепости. Ворота башни снабжены имитацией подъемной решетки. Вокруг башни разбили садик, выкопали неглубокий ров с водой и насыпали земляной бастион. Высота башни - 6 этажей.

  • 1 этаж - столовая и буфет,
  • 2 этаж - две камердинерские комнаты,
  • 3 этаж - гостиная,
  • 4 этаж - кабинет и спальня,
  • 5 этаж - гардеробная и библиотека,
  • 6 этаж - выход на открытую смотровую площадку.

Такое название башня получила за свои стены, окрашенные в белый цвет. Интерьеры столовой, гостиной и кабинета были выполнены в стиле средневековых рыцарей, на стенах — роспись, изображающая рыцарские сражения. Подножие башни украшали четыре чугунные скульптуры львов, а в арках около оконных проемов нижнего яруса стояли статуи средневековых рыцарей и русских витязей, одетых в настоящие доспехи и вооруженных реальным оружием того времени. Статуи воинов были символичны, это были немец, француз, англичанин и русский — представители союзных государств.

Назначение павильона «Белая башня»

Башня строилась для игр и занятий сыновей Николая I — Александра, Николая, Михаила и Константина, но в первую очередь для старшего из них — Александра. Позднее ее стали называть «Сашиной башней». Здесь князья занимались военными и гимнастическими упражнениями. Наглядно обучались фортификации: за воротами башни возвели земляное укрепление в виде восьмиконечной звезды, по последнему слову военной инженерии.


В праздничные дни на бастионах вокруг башни располагалась артиллерия и давала салют. Летом на площадке внутри укрепления ставилась высокая мачта с веревочными лестницами, а вокруг нее натягивалась сетка для прыгания. И когда не было на месте высочайшего двора, сюда сбегалась вся дворцовая детвора, чтобы попрыгать под присмотром нескольких матросов.


Башню использовали и в качестве телеграфа. С шестого этажа открывался прекрасный вид и была прямая видимость до Петербурга. На крыше был установлен семафорный телеграф, через который принимали и отправляли сообщения на такой же телеграф, стоявший на башне в Петербурге.


Современное время

  • Во время Великой Отечественной войны башня была разрушена фашистами до основания.
  • Ремонтные работы по восстановлению памятника были начаты в 1990-х годах и закончилось в 2012 году
  • Белая башня самое высокое парковое здание (высота 37,8 метра) на территории Государственного музея-заповедника «Царское Село»


  • В настоящее павильон частично восстановлен и открыт для посещений.
  • В Белой башни работает интерактивный центр для детей, проводятся мастер-классы, организуются детские дни рождения и игровые программы


  • На 6-ом этаже Белой башни для посещения с конца мая по конец сентября открыта смотровая площадка.
  • На газонах вокруг Белой башни высажены красиво цветущие кустарники исторических сортов немецких и французских видов сирени.

Скульптурные группы «Живопись в 3D-версии»

Перед павильоном Белая башня установлены уникальные скульптурные группы «Живопись в 3D-версии» от московского скульптора Александра Таратынова

  • «Слепцы» по картине нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего

  • «Ночной дозор» по одноименному полотну Рембрандта Харменса Ван Рейна

  • «Рыцарь смерть и дьявол» по одноименному полотну Альбрехта Дюрера

  • «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца» по диптиху Пьеро делла Франческа

Редакция сайта Пушкин.ру

1821-1827, архитектор А. А. Менелас.

Белая башня возвышается вблизи правого крыла Александровского дворца на территории так называемого "зверинца". Сооружение спроектировал и построил архитектор Адам Адамович Менелас (Adam Menelaws) в 1821-1827 годах в псевдоготическом стиле. Первоначально здесь, на восточном бастионе Зверинца, находился люстгауз - небольшой парковый павильон с куполом, созданный в 1750-1752 годах по проекту архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли. Бастион, ров и часть сохранённых конструкций люстгауза были включены Менеласом в новый комплекс Белой башни.

Высота башни - донжона (главной башни средневекового замка) 37,8 метра. Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила своё название. Вокруг башни разбили садик, и весь комплекс огородили чугунной решёткой. Входом на территорию стала служить искусственная Руина в виде развалин средневекового замка. Кроме того, по проекту выдающегося русского поэта Василия Жуковского (воспитателя наследника Александра Николаевича), рядом с воротами-руиной возвели предмостное укрепление - земляную крепость, в плане повторяющую восьмиконечную звезду (согласно фортификационному учению известного французского инженера XVII столетия, маршала Франции Себастиана де Вобана).

Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися кверху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проёмы и арка главного входа прорезают стены. По сторонам проёмов располагаются ниши со статуями. Над вторым ярусом поднимается высокий четырёхгранный столп, скупо прорезанный оконными проёмами и завершённый зубчатым парапетом.

В декоре фасадов башни строгость гладких белых стен оттенена богатством пластического убранства. Чугунные скульптуры рыцарей отлиты на Александровском заводе по моделям Василия Демут-Малиновского. Четыре чугунных льва fotki.yandex.ru/next/users/amskhalaya/album/228011/view... на террасе изготовлены по модели К. Ландини. Облик рыцарей с национальными чертами англичанина, немца, француза, а также древнерусского витязя напоминал о странах-участницах Священного союза, основанного по идее Александра I по окончании наполеоновских войн.

В отделке интерьеров башни принимали участие многие известные петербургские мастера: росписи исполнили Джованни-Батист Скотти и В. Брандуков, мебель изготовили придворные поставщики братья Гамбс, паркеты выполнил мастер Михаил Знаменский.

Основные помещения башни - столовая, гостиная и кабинет - были отделаны в готическом стиле и расписаны художниками В. Додоновым и И. Бернаскони. Наибольший интерес представляла роспись стен в гостиной, изображавшая средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами. Внутренние помещения по высоте ярусов соединялись винтовой лестницей, которая заканчивалась выходом на верхнюю площадку башни. Отсюда открывался великолепный вид на парки, город и окрестности, а в конце XIX - начале XX века отсюда снимались панорамные виды Царского Села для почтовых открыток. Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге.

Стоящая рядом декоративная Руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Двухэтажные пристройки к башням использовались под жильё. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.

Башня использовалась детьми императора Николая I - великими князьями Александром, Николаем, Михаилом и Константином. И в дальнейшем, на протяжении всего своего исторического существования павильон оставался местом игр, воспитания и образования царских детей. Здесь они брали уроки рисования, занимались гимнастическими упражнениями, обучались фортификации. Установленный на обзорной площадке телескоп служил для практических занятий по астрономии.

В 1830-е годы на семи площадках вокруг башни были размещены характерные для своего времени гимнастические снаряды и спортивные игры: кегельбан, дорожка для бегания в виде лабиринта, гигантские шаги ("столб с вертлюгом для бегания вокруг"), различные виды качелей и каруселей, бревно для эквилибрирования, снаряды для прыжков и подтягивания, мачта с полным корабельным оснащением и верёвочными лестницами, окружённая "сеткой для прыгания" (аналог батута). Когда императорская семьи отсутствовала, Белая башня была доступна для публики.

Высота сооружения сыграла отрицательную роль в её судьбе в военное время: она использовалась фашистами в качестве наблюдательного пункта для корректировки обстрела местности, и поэтому сама стала мишенью. В 1941-1944 годах верхний этаж был полностью разбит советской артиллерией, сильно повреждённые стены постепенно обрушились до террасы.

Решение о восстановлении было принято лишь в 1980-е годы, тогда же институт "Спецпроектреставрация" и архитектор Ирина Павлова подготовили проект воссоздания павильона. Спустя ещё десятилетие, в 1990-е, было воссоздано историческое объёмно-пространственное решение башни; архитектура фасадов, включая балконы и террасы, столярные заполнения, элементы металлического декора и скульптуры рыцарей и львов; выполнена черновая отделка интерьеров. При реконструкции здания в соответствии с противопожарными нормами вместо единственной винтовой лестницы, соединявшей ярусы, была устроена двухмаршевая с деревянными ступенями на металлических косоурах. Восстановлены ворота-руина и мост через ров. В 2000-ом реставрационные работы были снова приостановлены и окончательно завершены в 2012 году. Башня открыта после ремонтно-реставрационных работ 10 октября 2012 года

В процессе ремонта была восстановлена система водоотведения, в цокольном этаже произведена консервация исторической кирпичной кладки стен, сводов, включая фрагменты, сохранившиеся от люстгауза Зверинца и узкого коридора в толще стены (так называемой потерны); отреставрирована сохранившаяся часть кованой винтовой лестницы, по замыслу Адама Менеласа объединявшей все ярусы башни; отремонтированы подлинные металлические печи.

Воссоздание элементов декора помещений выполнено по фотографиям начала ХХ века. В Гостиной восстановлен лепной плафон, мраморный камин, наборный паркет из берёзы, дуба и ореха и резной дубовый плинтус. В Кабинете - лепной декор плафона и наборный паркет. В помещениях, изображений которых не сохранилось, восстановлена штукатурная облицовка стен, лепные карнизы, установлен щитовой дубовый паркет.

Также воссоздана историческая планировка участка внутри бастиона. На специально распланированных площадках в 2013 году предполагается разместить аналоги спортивных снарядов, использовавшихся великими князьями в XIX веке. На бруствере появятся реплики 12 пушек XIX века, неподалеку от бастиона - в планах восстановление земляной крепости - кронверк "Звезда", очертания которой сохранились за воротами-руиной.