Болгария

Остров голландия. Новая Голландия: самый маленький и совершенный парк в России. История Новой Голландии

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге является единственным из 42 островов города, созданный людьми. Более 150 лет доступ на остров был закрыт, но сейчас он стал местом проведения фестивалей культуры и искусства, различных мероприятий и интересных событий.

Новая Голландия - это популярная зона отдыха горожан и туристов. В солнечные дни здесь приятно просто полежать на травке. В отличие от других парков в центре города это не только разрешено, но и приветствуется.

Гостей Новой Голландии ждет множество развлечений на любой вкус:

  • Выставки современного искусства (большинство из них бесплатные)
  • Лекции и семинары, многие из них бесплатные, надо только предварительно записаться
  • Здесь предлагается кухня различных кулинарных школ и стран мира (русская, средиземноморская и американская, еврейская и мексиканская, восточная и азиатская). Посещение ресторанов, разумеется, платное, но цены вполне разумные. В летний период рестораны и кафе выставляют уличные террасы, которые в отличие от большинства улиц центра находятся вдалеке от шумных дорог.

Вы можете отведать бюргеры (Ferma Burger) или сэндвичи (кафе «Дикman"s Deli»), пиццу в пиццерии Camorra Isola. В Surf Coffee вас угостят чашечкой кофе. Есть здесь и рюмочная, предлагающая большой выбор настоек и фирменные пельмени.

Теперь Новая Голландия открыта для гостей круглый год. Зимой поверх газона будет залит каток с музыкальным, световым оформлением и своей программой мероприятий.

Как добраться до Новой Голландии в Санкт-Петербурге, ближайшее метро

Остров Новая Голландия находится в Адмиралтейском районе на довольно большом удалении от станций метро . Ближайшие из них – «Адмиралтейская» и станции на Сенной площади («Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская»). От этих станций до Новой Голландии идти пешком около получаса.

Также можно доехать:

  • На автобусе №: 3, 6 и 22, 27 и 70, 71 и 100
  • На троллейбусе № 5 и 22
  • На маршрутном такси: К-6 и К-62, К-124 и К-169, К-186 и К-187, К-306, К-350

Остановка общественного транспорта - улица «Писарева» или «Площадь труда».

Вход на остров осуществляется через 2-й мост Круштейна, который находится напротив дома 31 по набережной Адмиралтейского канала. Проход осуществляется только через металлоискатели, поэтому не рекомендуется брать с собой большие сумки.

Новая Голландия находится в историческом районе Старая Коломна, который расположен несколько в стороне от основных туристических троп, но здесь очень много интересных достопримечательностей, посещение которых можно совместить. В частности рядом расположены:

  • Английская набережная, где летом швартуются большие круизные корабли

Режим работы Новой Голландии - лето 2019

  • Понедельник - четверг с 9:00 до 22:00
  • Пятница - воскресенье с 9:00 до 23:00
  • Последний вход за полчаса до времени окончания работы

Цена билетов на остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге - лето 2019

Вход бесплатный.

Арка Новой Голландии

Главная достопримечательность, которую показывают туристам - арка Новой Голландии, находящаяся на противоположной стороне острова (!!!), напротив набережной реки Мойки 35. Автор постройки - Жан Батист Валлен-Деламот, по проекту которого арка связала два корпуса, расположенных вдоль Мойки.

Сооружение находится над каналом, соединяющим Мойку и бассейн-гавань в центре острова. Строение известно тосканскими колоннами и выделяется сочетанием красного кирпича и тесаного гранита. Высота арки – 23 метра, ширина пролета – немногим более 8 метров.

Если у Вас совсем мало времени, то арку Новой Голландии можно увидеть во время прогулки на теплоходе по малым рекам Санкт-Петербурга . Но далеко не все маршруты проходят мимо Новой Голландии, это необходимо уточнить при покупке билета.

Другие постройки на острове

  • В 19 веке по проекту военного архитектора Александра Штауберта была построена Морская тюрьма, форма которой напоминала башню. Но в народе ее быстро окрестили бутылкой. Отсюда и пошло выражение «Не лезь в бутылку». Сейчас в этом здании – кафе и модные лавки, антикварный и книжный магазины, салон красоты, балет и йога, а также образовательное пространство для детей
  • Рядом находится кузница. В настоящее время здесь расположены клуб и ресторан Kuznya House
  • В конце 19 века на острове был устроен бассейн для испытания судов, в котором проводил эксперименты выдающийся кораблестроитель Алексей Крылов, работавший над теорией непотопляемости судов
  • Самая поздняя историческая постройка Новой Голландии – Дом коменданта, в котором проживала семья коменданта острова. В советское время здесь находились морские ведомства, а сейчас работает школа креативных индустрий «Маяк»
  • В годы первой мировой войны на острове была оборудована самая мощная для того времени радиостанция морского штаба, поддерживающая связь с кораблями не только на Балтике, но и на Черном море. Здание радиостанции снесено в 2006 году.

В советское время остров был закрытой зоной. Здесь размещались военные части.

История

Первоначально, лес, из которого строились корабли, хранился на складах рядом с Адмиралтейством . Это место называлось Голландией. В 1719 году были вырыты 2 канала между Мойкой и Невой - Адмиралтейский и Крюков . Так образовался рукотворный остров треугольной формы, на который и перенесли склады. По идее Петра этот остров стали называть Новой Голландией.

В начале 30-х годов здесь строятся деревянные склады, а затем – каменные, окружавшие остров по периметру. Автором проекта был Савва Чевакинский, мастер барокко. По его идее лес сушили стоймя, что позволяло экономить место и предохранять дерево от гниения. Проект отделки фасадов выполнил архитектор-классицист Жан Батист Валлен-Деламот.

Новая Голландия в наши дни

Комплекс Новая Голландия состоит из нескольких десятков объектов, 11 из которых являются памятниками федерального значения. В 2004 году ансамбль сооружений острова был передан под юрисдикцию города.

Победителем инвестиционного тендера, проведенного администрацией Санкт-Петербурга с целью дальнейшего развития и сохранения памятников архитектуры на территории острова, стал филиал компании «Миллхаус» ООО «Новая Голландия Девелопмент», аффилированный с компанией Millhouse Романа Абрамовича.

В 2011 году был проведен конкурс на лучшую концепцию реновации. Победителем стало американское бюро Work AC, представившее проект «Город в городе», предусматривающий создание трех зон активности – центров искусств, кино и моды, а также гастрономии.

К настоящему времени «Новая Голландия Девелопмент» отказалась от работы с Work AC, а новым проектировщиком генерального плана развития территории выбрана голландская компания West 8, специализирующаяся на ландшафтном дизайне и освоении публичных пространств.

Всего запланировано провести пять этапов реконструкции, последний из которых завершится в 2025 году.

Новая Голландия (Санкт-Петербург, Россия): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Новая Голландия - небольшой рукотворный остров в Санкт-Петербурге, на котором издавна хозяйничали военные. Но буквально за несколько лет это расположенное в стороне от громких «путеводительных» достопримечательностей место преобразилось. Сейчас на Новой Годдандии уютный парк, киоски с трендовым фастфудом от известных питерских ресторанов, стилизованные под старину временные деревянные павильоны и отреставрированные капитальные каменные исторические здания.

Что посмотреть

Значительную часть территории острова занимает газон, по которому можно ходить. На зеленом ковре расставлены легкие металлические стулья, устроена сцена - на ней в теплое время года проводят концерты, лекции и кинопоказы. А зимой тут заливают большой каток.

Главное детское развлечение на Новой Голландии - игровая площадка в виде огромного макета старинного фрегата «Петр и Павел».

В парке 6 временных павильонов, все они размещены вдоль главной аллеи. В симпатичных зданиях из дерева, металла и стекла работают информационный бокс с сувенирами, киоски с едой и туалеты. Самый большой павильон используют для выставок.

«Ожили» и аутентичные исторические здания Новой Голландии. Так, в бывшей кузне открыли клуб и ресторан Kuznya House. Теперь в 300-летних стенах можно общаться, работать, слушать музыку, вкусно есть и пить. А в самом узнаваемом строении, бывшей тюрьме «Бутылке» - целая россыпь интересных проектов. Первый этаж - полностью гастрономический, здесь правят бал бургерные и кофейни. На втором можно купить дизайнерскую одежду, познакомиться с новинками мира комиксов, порадовать ребенка уникальной игрушкой ручной работы. Третий этаж - территория здоровья, красоты и спорта с парикмахерскими, залом для йоги и боксерским клубом.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, наб. Адмиралтейского канала, 2. Веб-сайт .

Ближайшая ст. метро: «Адмиралтейская». Вход на остров через 2-й мост Круштейна напротив дома по адресу наб. Адмиралтейского канала, 31.

Время работы: понедельник-четверг: 9:00-22:00, пятница-воскресенье: 9:00-23:00. Вход свободный, но со своей едой и водой не пускают.

Да, Новая Голландия - это не новомодный район на островах где-то на Неве, не территория иностранного государства, не название пляжа или развлекательного центра. Новая Голландия - это маленький остров, в который влюблены многие петербуржцы. Меня это место манит словно магнит с того самого дня, как его ворота радушно открылись для посетителей. Открытие и закрытие сезона - это праздник, а где праздник - там салют и радость. Это любовь, окончательно и бесповоротно!

История основания

Изначально на месте нынешней Новой Голландии и не было никакого острова.

В начале XVIII века, когда Петр I решительно выстраивал город на болотах, возвели Адмиралтейство, а по другую сторону от него - верфи. Для доставки материалов для строительства кораблей к верфям были прорыты каналы, которые носят название Крюков и Адмиралтейский, соединившие Неву и реку Мойку.

Само название острова, по легенде, получило название благодаря сходству территории близ Адмиралтейства с Голландией, сходство немудрено - над строительством верфей работали именно голландцы. Любопытный факт упоминается в Википедии: Петр I объявил Новую Голландию первым российским военным портом указом от 21 сентября 1721 года.

Остров оказался очень удобным местом для хранения леса, поставлявшегося на строительство кораблей, так как верфи размещены непосредственно вблизи Новой Голландии. Строительство сооружений для хранения леса, а также складских помещений то шло, то останавливалось, то всё менялось, то вновь проектирование и стройка продолжались. Существует мнение, что Петр I лично курировал все изменения острова, очень уж ему нравился этот кусочек земли. Лишь к концу XVIII века облик острова принял такой вид, каким мы его знаем сейчас: пруд посередине, строения по периметру и незабываемая арка Валлен Деламота.

Подробнее об истории острова можно почитать на официальном сайте Новой Голландии.

Новая история Новой Голландии

Помимо хранения леса, территория острова использовалась и для военных нужд вплоть до начала 2005 года, когда Новая Голландия была передана в городское владение.

Пожар в конце 2004 году уничтожил некоторые исторические постройки на острове. До сих пор некоторые историки утверждают, что постройки имели культурную ценность, городские власти же настаивают на противном - обычные здания. В любом случае было решение восстанавливать остров для горожан. Первый одобренный проект реставрации острова по неизвестным причинам так и не был реализован, зато второй второй был успешно начат и реализовывается до сих пор (окончание работ планируется организаторами на 2025 году, а все работы по благоустройству и и восстановлению культурного наследия острова разбиты на 4 этапа).

Два лета 2011 и 2013 годов были невероятно активными в моей жизни - каждый свой свободный вечер я непременно хотела провести в Новой Голландии. Организаторы очень старались: ежедневная культурная программа была столь насыщенной, что, казалось. можно загружаться всей семьей с самого утра и выгружаться после закрытия парка: с утра до вечера посетителей любых возрастов ждали марафоны развлечений - были и мастер-классы, и йога, и лекции известных личностей, и концерты, и творческие вечера. За это время, как выяснилось, организаторы собирали материалы о посетителях, чтобы впоследствии наилучшим образом организовать пространство острова в полном соответствии пожеланиям. С сентября 2013 года и до конца августа 2016 года Новая Голландия была закрыта для посещений.

В конце лета 2016 года наконец ворота острова открылись, чтобы никогда не закрываться (за исключением ночного времени).


По задумке авторов проекта по реставрации (к слову, голландцев) оставшиеся постройки будут укреплены, полностью отреставрированы и открыты, а прочая территория по кусочкам распределена... нет, не в качестве аренды торговых площадей - для тех или иных активностей: детская площадка, каток (в зимнее время), грядки для выращивания овощей, территория для проведения различных мероприятий и много другое. В солнечный день можно сюда прийти, занять кресло-раскладушку и наслаждаться солнечной ванной. Особо отмечу особую атмосферу, за которую я очень люблю Новую Голландию: вы словно оказываетесь за городом, в тишине, среди природы, а наверху - огромное свинцовое и вечно дождливое синее небо!

Так остров выглядел летом 2016:


Кстати, продолжение канала (слева) засажено деревьями, видите? А всё вот почему:


Как добраться

Новая Голландия находится и в центре города, и одновременно скрыта от глаз туристов.

Добраться до нее можно довольно легко, особенно если накануне вы посещали знаменитый Мариинский театр - остров находится всего в нескольких метрах от нового здания театра. Пройдите прямо по улице Глинки по направлению к Неве.

Самый простой и надежный путь, занимающий минут 25 пешком: пройти перпендикулярно Невскому проспекту в сторону Исаакиевского собора (по улице Малая Морская, где синие звездочки, или Адмиралтейскому проспекту, где красные, будет быстрее всего, а далее - по тому самому Конногвардейскому бульвару и вы выйдете аккурат на площадь Труда к Новой Голландии. Еще минут 5-7 прогулочный шагом прямо и дойдете до входа (для посетителей он на острове один). Или пройдитесь от Невского проспекта по Большой Морской, которая также приведет к острову, только времени придется затратить чуть побольше, хотя виды вокруг вполне это компенсируют, поверьте!

P.S. Мест для стоянки машин почти нет в округе, зато есть велостоянка у входа и можно пришвартоваться также где-нибудь недалеко! :)

Оазис культурной жизни

Несмотря на то что реставрационные работы продолжаются, остров открыт для посещений, причем, бесплатного. В первую очередь, Новая Голландия - это парковая зона с прекрасным ансамблем исторических построек. Каждый сезон организаторы предлагают еженедельное расписание мероприятий, и здесь и стар и млад всегда найдет себе занятие по вкусу!


Зимой открыт каток с прекрасной музыкой, подсветкой и прокатом всего необходимого. Летом организуются интересные концерты, творческие встречи, выступления, лекции, кинотеатр под открытым небом, мастер-классы по различным премудростям и мастерствам. Помню, мы, посетители ждали выступления А. Филиппенко и, несмотря на дождь, никто не ушел - многие стояли под открытым небом, так как мест под козырьками уже не было; вечер был невероятно теплым на каком-то тонком душевном уровне, словно дома встретились большой семьей. Обычное дело в Новой Голландии.

Можно прийти абсолютно в любое день и время дня и интересно провести время. Даже если это время перерыва в мероприятиях. Купите супчик или что-нибудь вкусное, займите кресло повернитесь к солнцу (пруду, цветам, каналу, зданиям) и наслаждайтесь жизнью! Удивительно, но гарантирую: вы отдохнете как в отпуске. Мысли (и эмоции) успокоятся и разлягутся на нужные полочки без лишних медитаций и успокоительных. Возможно, это влияние исторического духа, возможно, отдаленность от городского шума, возможно, удачное расположение всего вокруг.

Остров изнутри

На пространстве острова, открытому к посещению, компактно размещены:

  • детская площадка (со специальным покрытием для не травмоопасного и мягкого падения!);
  • сцена;
  • киоски с едой;
  • клуб, ресторан и кафе-кулинария (здание Кузня);
  • павильон (с интересными историческими выставками);
  • инфоцентр.

И, что важно, никогда не бывает очередей в туалетные комнаты, которые оборудованы не хуже гостиничных.

Также обещают открыть здание Дома Коменданта, где будет функционировать школа креативных индустрий, а также здание Бутылки, где каждый этаж послужит для какой-то цели, преимущественно коммерческой: книжный, антикварный магазины, лавка по продаже виниловых пластинок, балетные классы и студия йоги... словом, поживем-увидим.

В Доме Коменданта раньше действительно жил комендант с семьей, а вот здание Бутылка именуется так из-за своей формы. Если посмотреть сверху, то увидите горлышко бутылки. Когда-то давным-давно здесь располагалась тюрьма, с того времени, как гласит легенда, и говорят: не лезь в бутылку.


Вход на остров свободный (однако вам придется пройти через рамку и показать сумки - проносить с собой воду и алкоголь строго запрещено), туалеты также бесплатные, цены в киосках на еду и напитки вполне средние (кофе 100-120 руб, чуть подороже бургеры), сувенирную продукцию можно приобрести в киоске инфопункта. Время от времени на остров приглашают интересные тематические ярмарки, устанавливают фото-будки и организуют музыкальные импровизации. А про огород и цветочки я вообще молчу - ле-по-та в чистом виде!

Напоследок

Я очень люблю Новую Голландию. Я люблю этот вкус 300-летней истории, люблю непередаваемое ощущение счастья и покоя при посещении острова, люблю мероприятия и вежливый персонал, посетителей, уток и чаек в пруду. :) Предупреждаю: при посещении острова, вы можете в нем застрять, настолько увлечетесь. Особенно в белые ночи.

Обязательно приходите и насладитесь волшебной атмосферой Новой Голландии!

В западной части Санкт-Петербурга расположен редко демонстрируемый туристам уникальный ансамбль памятников промышленной архитектуры XVIII столетия .

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге является единственным из 42 островов территории города, созданный людьми. Более 150 лет доступ на остров был закрыт, но сейчас он стал местом проведения фестивалей культуры и искусства, различных мероприятий и интересных событий.


«Новая Голландия» была основана 21 сентября 1721 года. «Новая Голландия» — единственный рукотворный остров в дельте Невы. Он возник в результате того, что в 1719 между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру Первому. Одновременно с этим Новая Голландия — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I.


Россия в период Северной войны со шведами (1700-1721 гг.) остро нуждалась в морском военном флоте. Для строительства судов 5 ноября 1704 года началось сооружение Адмиралтейской верфи. Для бесперебойной работы верфи следовало поблизости от неё иметь запас подготовленного леса.

Для нужд флота российского

Сразу же после своего основания Санкт-Петербург стал одним из ведущих центров кораблестроения в России. В XVIII веке, когда флот, естественно, был деревянным, на каждый корабль уходило, в среднем, 8 - 10 тысяч стволов; всего же за год судостроительная отрасль столичной промышленности потребляла их до 100 тысяч. По замыслу Петра I корабельный лес из соображений пожарной безопасности должен был храниться на острове, снабжённом системой каналов и бассейнов. Петром было выбрано место на левом берегу реки Мьи (Мойки) недалеко от её устья - места впадения в Неву. После того, как в 1710-х годах были прорыты Крюков и Адмиралтейский каналы (последний был предназначен для сплава корабельного леса в Адмиралтейскую верфь), появился рукотворный остров треугольной формы и площадью 7,8 гектаров.

Стук топоров, запах свежесрубленного леса, скрип корабельных снастей, разноязыкая речь - всё это напоминало Петру любимую им Голландию, где он в своё время обучался кораблестроительному мастерству и где, в Заандаме, до сих пор стоит дом кузнеца Геррита Киста, у которого царь остановился, а перед ним - такой же бронзовый "Царь-плотник", как и на бульваре Адмиралтейской набережной в Петербурге. Отсюда - название острова - "Новая Голландия".

По другой версии, на острове по указанию Петра I был построен деревянный дворец, в котором царь отдыхал при посещении располагающегося рядом Галерного двора. От Адмиралтейства к этой верфи вниз по Неве вела Галерная улица. Окружающая местность напоминала ему Голландию, поэтому дворец стали называть "Голландским домиком", а остров - Новой Голландией. Вокруг дворца были высажены плодовые деревья, для осушения местности выкопали небольшой прямоугольный пруд. Так как островок и берега каналов использовались для хранения корабельного леса, эту территорию вскоре из Дворцовой конторы передали в ведение Адмиралтейств-коллегии.


Первоначально, лес, из которого строились корабли, хранился на складах рядом с Адмиралтейством. Это место называлось Голландией. В 1719 году были вырыты 2 канала между Мойкой и Невой - Адмиралтейский и Крюков. Так образовался рукотворный остров треугольной формы, на который и перенесли склады. По идее Петра этот остров стали называть Новой Голландией.


После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил название «Новая Голландия». Одновременно с этим «Новая Голландия» — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I. Также территория Новой Голландии использовалась под склады, тюрьму и здания для воинских частей. Основной архитектурный комплекс острова, площадь которого составляет чуть менее 8 гектаров, был возведен в 1765-1780 годах.


В петровские времена на острове появился пруд правильной формы. Многие исследователи полагают, что там находился небольшой дворец императора. Окончательно остров сформировался к 30-м годам XVIII века. В 1730-х годах здесь построили деревянные склады для сушки и хранения корабельного леса. В середине XVIII века было принято решение возвести на месте деревянных сараев каменные сооружения.


В 1765 - 1780 годах, вместо сооружённых ещё в петровские времена по проекту Ивана Кузьмича Коробова старых складов и бараков, по периметру Новой Голландии были возведены сохранившиеся до наших дней складские здания из неоштукатуренного красного кирпича разной высоты. В основу складского комплекса, окружающего остров по периметру, был положен проект выдающегося мастера елизаветинского барокко Саввы Чевакинского: ему, в частности, принадлежала новаторская идея сушить лес стоймя, а не в штабелях, что предохраняло дерево от гниения, отсюда и оригинальная, авангардная для XVIII века конструкция зданий. Таким образом, мастерам не нужно было в поисках бревна требуемой длины перебирать весь штабель.


Проект каменных складов, предназначенных для хранения судостроительных материалов и инструментов, разработал знаменитый архитектор-классицист Жан Батист Валлен-Деламот. Молва утверждала, что главный руководитель строительства складов, подполковник И. де Герард, потерял проект зодчего в начале работы. Сообщить об этом высшему начальству и, тем более, самому автору проекта, он побоялся и был вынужден строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось — во всяком случае, увидев готовые строения, Вален-Деламот не высказал никакого недовольства

Отделку фасадов поручили также Ж. Б. Валлен-Деламот. В 1779 - 1787 годах им спроектирована и самая известная часть ансамбля - переброшенная над входом в канал, соединяюща два корпуса, расположенных вдоль Мойки, гигантская кирпичная арка с тосканскими колоннами. Под аркой проходит канал, проложенный между Мойкой и бассейном-гаванью (ковш) в центре острова.


Постройка известна тосканскими колоннами и выделяется сочетанием красного кирпича и тесаного гранита. Высота арки - 23 метра, ширина пролета - немногим более 8 метров.


Его берега облицованы гранитом, а массивные кирпичные пилоны арки упираются в мощный цоколь из блоков красновато-серого гранита. Колонны собраны из множества небольших гранитных блоков, а монументальность сооружения подчеркивается тонкой и рельефной проработкой деталей.
Внешне арка отдаленно напоминает грандиозные древнеримские триумфальные арки, но при этом является олицетворением типично петербургского пейзажа: над загадочной темной водной гладью канала выделяется строгий силуэт в стиле классицизма. Занимавшиеся исследованием петербургской архитектуры искусствоведы называли ее «»одной из самых вдохновенных архитектурных затей, сохранившихся от старого Петербурга»

В XIX веке были построены здание морской тюрьмы (Арестантская башня), кузница, опытовый бассейн. В 19 веке (1828 г.) по проекту военного архитектора Александра Штауберта была построена Морская тюрьма (Арестантская башня) , форма которой напоминала башню. Но в народе ее быстро окрестили бутылкой. Отсюда и пошло выражение «Не лезь в бутылку».


Тюрьма стала «первой в России, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств». Камеры здесь были устроены так, что заключенные могли в них только спать, а в дневное время они работали, получали оплату и осваивали новые профессии. Считается, что здание выстроено по образцу тюрьмы в английском Осборне. Первый этаж "башни" был занят тюремной охраной, арестантской кухней, пекарней и кладовыми. На втором и третьем этажах были камеры, рассчитанные на размещение 250 заключенных на каждом этаже.


21 февраля 1831 года в здании морской тюрьмы была освящена церковь рассчитанная на 100 человек.

Иконостас был выполнен на парусине, из различных кораблей для храма было собрано большое количество старинных икон и серебряная утварь для храма.
В 1858 - 1864 годах церковь была приписана к Адмиралтейскому собору. Но после ремонта и повторного освящения 27 декабря 1864 года храм снова стал тюремным. В нём был сделан новый одноярусный иконостас белого цвета с позолотой.
В начале 1916 года, после перестройки второго, этажа тюрьмы, на котором находилась церковь, она была значительно уменьшена, а 22 августа при настоятле отце Василии Васильевиче Мудролюбове управление военного порта временно закрыло ее, заняв помещение для своих нужд.
В 1918 церковь была окончательно закрыта коммунистической властью, а в феврале следующего года полностью ликвидирована.

Рядом с Арестанской башней в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу. А в конце 19 века, в 1893 году, в северной части острова был устроен опытовый бассейн для испытания судов, в котором проводил эксперименты выдающийся кораблестроитель Алексей Крылов, работавший над теорией непотопляемости судов, в том числе и крейсера "Аврора".

В годы Первой мировой войны близ Крюкова канала в отдельной постройке разместилась радиостанция морского штаба , вошедшая в историю благодаря тому, что 25 октября (7 ноября) 1917 года она передала радиограмму "Всем, всем, всем!" о приходе к власти большевиков, а 26 - 31 октября координировала действия по подавлению "контрреволюционного мятежа" А.Ф.Керенского и П.Н.Краснова.

Искровая радиостанция с вращающимся разрядником была построена фирмой "Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов" (РОБТиТ) по системе Семена Моисеевича Айзенштейна. Это была самая мощная на тот момент в России радиостанция морского штаба.

В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на ее территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. В XХ веке в опытовом бассейне было произведено первое тестирование русских подводных лодок, линкоров и линейных кораблей. Берега каналов вокруг Новой Голландии сильно заросли сначала бурьяном и кустарниками, а потом и деревьями, но они не расчищались, видимо для дополнительной" маскировки" закрытого объекта от глаз туристов и просто любопытных. В летнее время Новая Голландия производила впечатление огромного беспорядочного куста зелени.


Сейчас там насчитывается 26 зданий общей площадью 68 тысяч квадратных метров, большая часть которых считается ценными памятниками промышленной архитектуры XVIII века, некоторые находятся под защитой государства и ЮНЕСКО (три корпуса лесных складов, Арестантская башня, кузница, Галерный ковш, оба канала).


История восстановления

12 декабря 2004 года все занимаемые военными объекты были переданы городу и городские власти объявили, что ансамбль Новой Голландии будет выставлен на конкурс на лучшее архитектурное решение и лучший проект использования помещений комплекса.

24 декабря 2004 в „Новой Голландии“ произошел пожар, уничтоживший часть строений (выгорело около 3 тыс.м² складов). Пожар нанес историческому острову серьёзный урон: большинство построек Новой Голландии пришло в плачевное состояние.

В 2006 году в конкурсе на реконструкцию «Новой Голландии» победило ООО «СТ «Новая Голландия». По их заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако проект не осуществился.

В 2010 году конкурс на реконструкцию «Новой Голландии» выиграла компания Романа Абрамовича. Согласно условиям выигранного тендера за 7 лет компания должна вложить в реконструкцию Новой Голландии 12 миллиардов рублей.

Весной 2011 года компания ООО «Новая Голландия Девелопмент», совместно с Фондом «Айрис» и The Architecture Foundation, объявила о начале конкурса архитектурных проектов для острова.


6 июля 2011 года впервые почти за 300 лет Новая Голландия открылась для посетителей. На острове по инициативе различных владельцев и по самым разным проектам неоднократно начинались реставрационные и псевдореставрационные работы, в ходе которых были снесены и ценные постройки, в частности, историческая радиостанция.


Превращение архитектурного ансамбля и памятника истории в объект коммерческой и развлекательной недвижимости принесло потери и архитектурные, и исторические. В результате подготовки к реализации проекта в августе-сентябре 2006 года были уничтожены все строения ансамбля кроме тех, что официально числились памятниками культуры. Среди утраченного упомянутый выше Крыловский опытовый бассейн, лаборатория, в которой работал Д. И. Менделеев и оборудованная в годы Первой мировой войны радиостанция, сыгравшая важную роль в информационной войне, которую вели в октябре 1917 года большевики с генералом П. Н. Красновым.

Остров Новая Голландия, обычно ускользающий от взоров приезжих туристов, имеет все шансы в скором времени превратиться в самую настоящую туристическую Мекку. Во-первых, на нём сохранилось множество достойных внимания памятников архитектуры. Во-вторых, территория острова обещает стать одной из самых экологичных в Санкт-Петербурге. Как стало известно из недавней презентации проекта реновации острова, на нём не будет даже автомобильных парковок.


Открываться для посетителей остров «Новая Голландия» будет постепенно, вплоть до окончания 2025 года. А до этого момента ряд зон острова будут закрыты. Так здание бывшей морской тюрьмы «Бутылка» будет сдано в эксплуатацию в начале 2017 года, превратившись из тюрьмы в кафе, лавки, магазины, балетные студии, детские досуговые, учебные и культурные классы.На последующих этапах планируется накрыть куполом двор круглой Арестантской башни, устроить открытый бассейн и посадить новую липовую аллею вдоль Адмиралтейского канала. Кроме того, планируется построить три новых моста через Крюков канал. Пешеходный, ближе к Мойке, должен вести горожан к новой станции метро «Театральная» у Мариинского театра, которая откроется в 2018 году.


ПОЧЕМУ СИМВОЛ ОСТРОВА ― ЧАЙКА?


Чайку придумал московский художник Дмитрий Пантюшин, над которым в день приезда на Новую Голландию кружились эти самые птицы. Сначала чайка появилась на вывеске временного кафе "Новая Голландия", а потом и вовсе осталась жить на острове. Здесь она встретит гостей всюду: на входе, на канализационных люках, столбах фонарей.

Последнее изменение 25.06.2019

Новая Голландия. Я уверена, что каждый житель Санкт-Петербурга слышал о существовании этого парка, но если Вы здесь не были, то не сможете представить, что он из себя представляет. Вот и я также. Много слышала, но до конца не понимала, что это. Решила съездить с ребенком посмотреть. Вход бесплатный, почему бы и нет?!

Где находится Новая Голландия

Часы работы:

Как добраться до Новой Голладии

На машине

С парковками большая проблема. Их просто нет, и работает постоянно эвакуатор, создавая проблемы тем, кто решил ненадолго припарковаться, там, где нельзя. Будьте внимательны!

На общественном транспорте

Если Вы едете на метро, то выбирайте ту ветку, которая Вам удобнее. Парк «Новая Голландия» находится недалеко от станций метро Санкт-Петербурга:

  • Адмиралтейская (ветка №5, сиреневого цвета). Пешком 2,2 км;
  • Василеостровская (ветка № 1, зеленого цвета). Пешком 2,5 км;
  • Сенная площадь (ветка № 2, синего цвета). Пешком 2,5 км

На велосипеде

Если вы передвигаетесь на велосипеде, то слева от входа в парк имеется велопарковка:

История острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге

По наставлению Петра I в 1719 году были вырыты 2 канала — Адмиралтейский и Крюков, тем самым создав остров треугольной формы. В дальнейшем сюда перенесли корабельные склады.

Новая Голландия была полностью закрыта от чужих глаз почти 300 лет и лишь в 2004 году все объекты передали городу.

Реконструкцией занималась фирма, входящая в состав группы Millhouse Романа Абрамовича

Новая Голландия сегодня

Это необычное парковое пространство в самом центре города.

Первое, что бросается в глаза — липовая аллея вдоль Адмиралтейского канала. Более 200 деревьев, привезенных из Европейских питомников.

Прогуливаясь по главной аллее трудно не заметить деревянные павильоны , выполненные в одинаковом стиле 20-30 годов. Здесь можно найти:

  • информационный центр с сувенирами;
  • туалет в подвале, который никого не оставит равнодушным;
  • киоск с цветами;
  • киоск с мороженым

Далее нам видна большая площадь, отданная под идеальный густой газон, где стоят стулья, причем есть даже детские стульчики:

Если Вам не удалось занять свободный стул, Вы можете расположиться на покрывале или кофте перед сценой , обустроенной на газоне. Именно здесь и проводятся различные концерты и выступления знаменитых людей:

Зимой вместо газона появится каток.

Восстановленное здание «Кузня» должно объединить в себе сразу несколько функций:

  • ресторан;
  • лекционный зал;
  • пространство для работы,кинопоказов и концертов

«Бутылка» или бывшая морская тюрьма будет располагать различными коммерческими проектами. На каждом этаже своя функция:

  1. Кафе и небольшие лавки с едой;
  2. Шоурумы дизайнеров, большой книжный магазин музея «Гараж», антикварная лавка и магазин виниловых пластинок;
  3. Спорт и красота (залы для занятий йогой, салон красоты и тд);
  4. Детский образовательный клуб «Чердак»

На территории Новой Голландии есть даже собственный сад с декоративной травой.
Здесь можно найти всем известные травы:

  • кучерявая петрушка;
  • мелисса;
  • мята;
  • цветная капуста;
  • укроп и тд.


Прогуливаясь по тропинке в саду, забываешь о городской суете.

Детская площадка «Фрегат»

Это настоящий фрегат «Петр и Павел», уменьшенный на 80%. Внутри — целая система ходов, разного рода интересных устройств. Дети с восторгом лазают по кораблю и не хотят оттуда уходить.

Для родителей же, ожидающих своих чад продуманы скамейки. Есть также при входе шкафчики для личных вещей.

Площадка предусмотрена для детей от 12 лет.

Про малышей тоже не забыли и создали для них собственную площадку.

Площадка для малышей

Больше всего мне понравились развивающие уголки.

Имеются также песочница, горка и качели.

Еда и напитки

На территории парка существуют различные киоски и рестораны с едой. Причем арендаторы проходят жесткий отбор. В Новой Голландии располагаются только самые лучшие закусочные. Кстати цены здесь тоже приемлемые.

Ferma at Home. Обязательно стоит попробовать черный бургер (350 руб) с разливным сидром (200 руб).

Deli от сети пекарен «Волконский». Суп (200 руб), салат (250-350 руб), есть детское меню.

Впечатления от парка самые положительные. Ощущение, что гуляешь по парку 20-30 годов где-нибудь в Париже. Куда не посмотришь везде все идеально. Нет, честно, абсолютно идеальный парк. Здесь даже приятно просто посидеть на скамеечке. Много молодежи, читающей книжки или влюбленных парочек, воркующих на стульчиках. А также много семей с детьми, которые в полном восторге от площадок. Где еще найдешь бесплатный огромный корабль, по которому так интересно лазить.

В Новой Голландии даже мусорные баки продуманы и требуют сортировки, как в Европе

В завершение немного фото